Выступление Горбуновой Екатерины Ивановны, педагога-психолога МАДОУ города Нижневартовска ДС №32 «Брусничка»
Ожидаемый результат (методический продукт):
1. Наличие и разнообразие банка технологий в работе педагога-психолога ДОУ по данному направлению.
2. Повышение уровня квалификации педагогов-психологов
Возможности, открываемые Сенсорной комнатой, привлекают внимание специалистов различного профиля работающих с самыми различными особенностями развития ребёнка дошкольника.
Очарование «живой сказки», создающей радостное настроение в сочетании с огромным набором благоприятных воздействий на организм человека делают Сенсорную Комнату незаменимой при множестве состояний, требующих коррекции в работе с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Очарование «живой сказки», создающей радостное настроение в сочетании с огромным набором благоприятных воздействий на организм человека делают Сенсорную Комнату незаменимой при множестве состояний, требующих коррекции в работе с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Все занятия в Сенсорной комнате ДОУ имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Занятие строится из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Часть 1. Вводная. Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на профилактику, развитие или частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.В каждом центре ребенок занимается 2-3 минуты индивидуально и самостоятельно, а педагог-психолог проверяет и помогает. Дети переходят из одного центра в другой по звонку колокольчика или любому другому знаку. Основные процедуры: элементы сказкотерапии с импровизацией; элементы психодрамы; игры на развитие навыков общения; игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; рисование, кляксография.
Часть 3. Релаксация. Упражнения на мышечную релаксацию, которые снижают уровень возбуждения, снимают напряжение. Дыхательная гимнастика, которая действует успокаивающе на нервную систему. Димическая гимнастика, которая направлена на снятие общего напряжения.
Часть 4. Завершающая. Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности.
Ограничения и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате
На занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить детей с каждым прибором, научить концентрировать на нем внимание, выполнять необходимые определенные действия, принимать удобные для занятия позы и т.п. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы. Противопоказания: обострение соматических и психических заболеваний, аллергическая и бронхиальная патология.
Первые занятия направлены на ознакомление с сенсорной комнатой, с ее пространством, на овладение взаимодействием с материалами и оборудованием, находящимся в ней. На этом этапе решаются задачи создания атмосферы доверия и безопасности. Знакомство с интерактивным оборудованием проводится постепенно, предъявляя детям по одному прибору. Сначала они включаются в освещенной комнате, а затем предупреждают ребенка о том, что в комнате станет темнее, так как выключат свет, и он сможет увидеть, например, как прыгают "солнечные зайчики". Затем выключают общее освещение и оставляют включенным только зеркальный шар, который вращается в луче направленного на него света.
Прежде всего, занятия в сенсорной комнате показаны детям чрезмерно утомляемым, эмоционально истощаемым, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым, с нарушениями поведения, с задержками психического и речевого развития.
Взрослые, которые занимаются этими проблемами, должны помнить о том, что наиболее эффективной является, эмоциональна приятная деятельность ребенка. Занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке. Проводятся занятия в игровой форме, как самой приемлемой формы обучения детей дошкольного возраста. Поэтому каждое занятие превращается в своеобразную игру: путешествие, поход, экскурсии, сказки и т.п.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе.
Во время занятий дети сидят в кругу — на подушечках или на ковре. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Сенсорная комната в современных российских дошкольных учреждениях – это помещение, как правило, оснащенная оборудованием, произведенным ООО «ПКФ «АЛЬМА»» (Санкт-Петербург). Набор оборудования может меняться в зависимости от целей работы и делится, как правило, по предназначенности на три среды - мягкая, зрительная и звуковая, тактильная.(см. Приложение 1)
Давайте рассмотрим ряд примерных упражнений и игр для работы в условиях тёмной сенсорной комнаты с воспитанниками и педагогами ДОУ.
Следует помнить, что ниже изложенные разработки являются примером и могут быть изменены или использованы фрагментарно в зависимости от особенностей развития детей и от комплектации вашей Сенсорной комнаты.
Категория воспитанников: Старший дошкольный возраст. Синдром гиперактивности и дефицита внимания. (Приложение 2)
Цель работы – коррекция психоэмоциональной сферы детей; компенсация нарушенных функций; профилактика формирования вторичных невротических нарушений.
Задачи :
· восстановить психоэмоциональный статус;
· развивать умения выражать свои эмоции;
· перестройка коммуникативного поведения (приобретение навыков гибкого взаимодействия с использованием языка невербальных сигналов, стремление к диалогу);
· стабилизировать эмоциональное состояние, оптимизировать уровень тревожности и агрессии (произвольная регуляция и смыслообразующая функция психомоторных процессов);
· формировать навыки стрессоустойчивого поведения.
Предполагаемый результат: умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, восстановление психологического статуса и формирование умений действовать в группе.
Примерное упражнение. Растяжка «Половинка».
Цель: оптимизация тонуса мышц.
И. п. – сидя в кресле. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх - низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.
С другими упражнениями для этой категории воспитанников вы сможете ознакомиться в Приложении 2.
Категория воспитанников: старший дошкольный возраст, ЗПР (Приложение 3).
Упражнения и игры на коррекцию внимания и памяти.
Цели работы:
- развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, распределения и концентрации внимания;
- развитие тактильных и цветовых ощущений;
- формирование позитивной мотивации общения;
- повышение уверенности в себе;
- развитие саморегуляции.
Примерное упражнение. Упражнение «Запомни и нарисуй»
Психолог показывает детям карточки с узорами и фигурами, а дети стараясь запомнить узор на память рисуют его на песочном столе с подсветкой. Детям предлагается на память зарисовать до трёх карточек.
С другими упражнениями для этой категории воспитанников вы сможете ознакомиться в Приложении 3.
Категория воспитанников: Старший дошкольный возраст. Нарушение двигательной функции легкой и средней тяжести с нормальным интеллектуальным развитием. (Приложение 4)
Коррекция игровой деятельности.
Примерное занятие. Тема: «ВЕСНА».
Цели занятия: Обобщение и закрепление знаний о весеннем периоде, развитие умения входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, использовать предметы-заместители, учить переносить в игру увиденное в процессе экскурсий, показов и т. д. , развитие умения пользоваться накопленным словарем, воспитание умения вслушиваться в музыкальное произведение, чувствовать определенное настроение, создаваемое характером музыки, развитие воображения, памяти.
С описанием занятия вы можете ознакомиться в Приложении 4.
Категория воспитанников: Старший дошкольный возраст. Период адаптации к условиям ДОУ. (Приложение 5)
Данная работа направлена на решение проблем адаптации у детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение впервые. Вы можете внести коррективы в зависимости от того оборудования, которое у вас есть.
У меня эта работа состоит из 3 занятий, первый раз дети берутся в сенсорную комнату индивидуально. Во второй и третий раз ребенку предоставляется возможность пригласить с собой одного или двух друзей, с которыми он успел познакомиться. Приходя в сенсорную комнату, ребенок уже знает назначение оборудования, то, как оно работает и что можно делать. Это дает ему уверенность в общении, что позволяет легче устанавливать контакты с детьми. Общее переживание сплачивает детей, и они в дальнейшем продолжают общаться и играть в группе.
Цель – обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к условиям ДОУ. Основные задачи: создание положительного эмоционального настроя; снятие напряженности, тревожности; создание чувства безопасности; развитие коммуникационных навыков
С упражнениями для этой категории воспитанников вы сможете ознакомиться в Приложении 5.
Категория: Педагоги ДОУ. (Приложение 6)
Деятельность педагога связана с большими нервно-психическими нагрузками. Речь идёт прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимости быть всё время в форме, отсутствии эмоциональной разрядки, большом количестве контактов в течение рабочего дня. При такой работе день за днём уровень напряжённости может накапливаться. Возможными проявлениями напряжённости являются возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость.
Описывают различные методы и способы предотвращения синдрома профессионального выгорания. Одной из наиболее эффективных форм работы является проведение релаксационных занятий, направленных на развитие эмоциональной устойчивости педагогов в условиях сенсорной комнаты.
Встречи с педагогами можно проводить раз в неделю, раз в месяц или каждый день в течение недели.
Цель – обучение педагогов навыкам психологической саморегуляции. Основные задачи:
1. Снижение негативных переживаний. 2. ознакомление с навыками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности. 3. Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции эмоциональных состояний.
Регулярное выполнение предлагаемых упражнений позволяет педагогам оценить своё психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки психологического самовоздействия с целью снижения эмоционального и физического напряжения.
Основные методы.
Аутотренинг – один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.
Медитативные техники – являются наиболее эффективными в ситуации, требующей снятия психического напряжения, и основаны на достижении покоя, освобождении от гнетущей и ненужной информации, что автоматически ведёт к расслаблению, «очищению разума» и накоплению энергии. Музыкальное сопровождение усиливает эффект.
Релаксационные техники – позволяют достичь расслабления и отдыха за короткий промежуток времени, не требуют технического оснащения, длительного обучения, успешно используются индивидуально, особенно когда их выполнение становится привычным.
Примерное упражнение. Упражнение «Сеанс психофизической настройки». Цель – расслабление, оздоровление, нервно-психическое равновесие, активизация функций внутренних органов через дыхание.
Инструкция.
1. Устройтесь удобно, расслабьте все мышцы. Вам хочется отдохнуть, вы устали… Вдох удлиняется… После выдоха несколько секунд не дышите. Во время удлинённого выдоха тихая, медленная волна перекатывается внутри вас, освобождая от внутреннего напряжения…
2. Мышцы расслаблены, веки опущены… Вам приятно находиться в состоянии покоя. Мозг отдыхает, нервы успокаиваются. Силы восстанавливаются…
3. Ваше сознание – как мягкое облачко над лучезарным морем… Море красиво, волны катятся, бьются о берег… Солнечный луч радостно бежит по брызгам волн… Белая чайка в небе спокойно кружит… Пахнет свежестью и морем…
4. Вы – птица… ваши крылья – это вера в себя. Силу мозга, уверенность и жизнерадостность.
5. ваше сердце мерно стучит… Вам легко дышится… Медленно повторяйте следующие фразы:
«Я могу легко отвлекаться от тревожных мыслей… Энергия восстанавливается с избытком… Мне становится всё лучше и лучше… Я могу быть приветливой, терпеливой, доброй… Я добра и творчески настроена… Я отдохнула… Я полона энергии, я уверена в своих силах и призвании… »
Сеанс подходит к концу. Я считаю от трёх до одного. Три – сонливость проходит, два – я потягиваюсь, один – я бодра и полона сил! Потянитесь. Глубже подышите… Улыбнитесь!
С другими упражнениями для педагогов вы сможете ознакомиться в Приложении 6.
Обращаю ваше внимание на то, что все предложенные упражнения, игры, занятия не являются моими авторскими разработками, а лишь собраны мною в методическую копилку педагога-психолога «Упражнения, игры и занятия в сенсорной комнате ДОУ».
Спасибо за внимание!
Список литературы, используемый мною для подготовки мастер-класса, вы сможете увидеть в Приложении 7.
СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ
СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ
В марте 2016 года были последние изменения в 273 ФЗ об образовании.
ОтветитьУдалить