Выступление Сюзевой Натальи Анатольевны, педагога-психолога МАДОУ ДС № 77
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 определяют новое содержание деятельности педагога-психолога в дошкольной образовательной организации.
В ст. 1.3 ФГОС ДО отмечается, что в ходе реализации образовательной программы дошкольного образования необходимо учитывать индивидуальные потребности детей и их возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации.
В ст. 1.3 ФГОС ДО отмечается, что в ходе реализации образовательной программы дошкольного образования необходимо учитывать индивидуальные потребности детей и их возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации.
Изучение и анализ индивидуальных потребностей детей и их возможностей относится к компетенции педагога-психолога. В арсенале этого специалиста находятся диагностические средства, позволяющие дать развернутую оценку особенностям психического развития ребенка, которая дает возможность конкретизировать его готовность к освоению содержания Программы, определить методы и приемы, способствующие наиболее успешному достижению образовательных результатов.
Использование психологической диагностики регламентировано в ст. 3.2.3 ФГОС ДО. Именно профессиональные компетенции педагога-психолога обеспечивают эффективное решение задач диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оценка индивидуального развития детей, решает следующие образовательные задачи при реализации Программы:
1) разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.
2) оптимизации работы с группой детей;
Важно помнить, что участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Их согласие необходимо и для оказания психологической помощи ребенку в целом.
Сегодня мы с Вами рассмотрим возможность применения в работе педагога-психолога ДОО Нейропсихологической диагностики созданной основоположником нейропсихологии отечественным ученым Александром Романовичем Лурия и адаптированной для детского возраста детскими психологами Глозман Ж.М., Потониной А.Ю., Соболевой А.Е.. «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте»
Одним из условий работы с данной диагностикой является прочное знание и понимание тестов и процедуры их применения, а для этого необходима тренировка.
Нейропсихологическое обследование - это длительный и сложный процесс, включающий в себя самые разные показатели - от наблюдения за вегетативными реакциями, двигательными и поведенческими проявлениями до тестирования конкретных психических функций. Оно включает в себя: сбор анамнестических данных, исследование двигательных, тактильных функций, объема зрительной и слухоречевой памяти, речи, участия правой и левой руки. Также исследуются пространственные представления. Когнитивный стиль личности, который проявляется в контакте с внутренним (телесным) и внешним пространством. Рисунок, копирование, письмо, чтение, речевые функции, интеллектуальные и эмоционально-личностные процессы.
Кроме обследования непосредственно самих высших психических функций (ВПФ) – памяти, внимания, мышления, необходимо констатировать наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как:
- гипо- или гипертонус, мышечные зажимы, синкинезии (непроизвольное оживление двигательной активности, не адекватное выполняемому действию, сопутствующее и мешающее ему), тики, навязчивые движения (например, сосание пальцев, обгрызание ногтей, частое шмыганье носом, скрежет зубами, качание головой, частые взмахи руками, раскачивание ногой, щипание кожи на руке, частое моргание и пр).
- Вычурные позы и ригидные телесные установки (например, при письме у ребенка двигается язык и (или) ноги, поднимаются и напрягаются плечи; при слежении глазами задерживает дыхание с последующей остановкой взора; одновременно с движением руки наблюдаются обильные мимические и оральные комплексы оживления); полноценность глазодвигательных функций (конвергенции и амплитуды движения глаз);
- пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе выполнения любого действия и при переходе от одного задания к другому;
- истощаемость; утомляемость; колебание внимания и эмоционального фона;
- аффективные эксцессы (капризы, грубость, слезы и т. п.);
- выраженные вегетативные реакции (повышение артериального давления, сердцебиение, одышка и т. п.); аллергии; энурез; сбои дыхания вплоть до его очевидных задержек или шумных «предыханий»; соматические дизритмии; нарушение формулы сна и т. п.
Так же необходимо отмечать:
склонность ребенка к упрощению заданной извне программы; легко ли он переключается с одной программы на другую или инертно воспроизводит предыдущую; выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно принимается за работу, не пытаясь понять, что же от него требуется; часто ли отвлекается на побочные ассоциации и соскальзывает на регрессивные формы реагирования (безразличие, апатия, депрессия, агрессия и пр.); способен к самостоятельному планомерному выполнению требуемого в условиях «глухой инструкции» или задание доступно ему только после того, как экспериментатор задаст наводящие вопросы и предложит развернутые подсказки, т. е. после того как изначальная задача будет раздроблена на подпрограммы.
Наконец, необходимо выяснить, способен ли ребенок сам дать себе или другим внятно сформулированное задание, проверить ход и итог его выполнения; оттормозить свои неадекватные данной ситуации эмоциональные реакции.
Положительные ответы на перечисленные пункты наряду со способностью ребенка оценить и проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и попытаться самостоятельно исправить их) свидетельствуют о сформированности у него произвольной саморегуляции, т. е. максимально отражают степень его социализации, необходимые для успешного обучения в школе.
1 блок. Общая характеристика ребенка может включать следующее
1. Анамнез
2. Беседа с ребенком с целью определения сформированности фразовой речи
2 блок: Исследование движений и действий
1. Пробу на праксис позы пальцев и простой вариант пробы на динамический праксис.
2. Рисунок простых фигур: круг и квадрат (копирование).
3 – 4 блок: Исследование гнозиса и речевых функций
1. Называние реальных изображений (листы 2--3 Альбома).
2. Показ реальных изображений по слову наименованию (листы 2--3 Альбома).
5 - 6 блок: Исследование памяти и интеллекта
1. Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их среди дистракторов.
2. Запоминание серии из 5 слов.
3. Счет до пяти с внешней опорой.
4. Исключение понятий (2 первые картинки пробы «четвертый лишний» при внешнем речевом подкреплении листы 5--6 Альбома).
Задача психолога после проведения диагностики объяснить взрослому окружению, что особенности обучения и поведения связаны с закономерными процессами индивидуального развития. Дать четкие объяснения, каким образом, например, позднее поднесение к груди, недолгое кормление, гипертонус или факт того, что ребенок не ползал, а сразу встал, повлияло на нынешнюю речь, письмо, чтение ребенка. Как и почему выявленные дефекты приводят к учебной и поведенческой несостоятельности.
Нейропсихологическое обследование дает возможность педагогам и родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности.
Это необходимый шаг навстречу коррекционной работе. Он принципиально меняет образ собственного ребенка в картине взрослого. Начинает восприниматься суть проблемы. Только правильная установка родителя совместно с грамотными специалистами приносит щедрые плоды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий