понедельник, 21 марта 2016 г.

Опыт работы сенсорной комнаты МАДОУ ДС № 83 «Жемчужина»


Выступление Сурковой Татьяны Владимировны, педагога-психолога МАДОУ ДС № 83 "Жемчужина"
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Впитывая, как губка, всю окружающую среду, ребенок нуждается в снятии избыточного напряжения и негативного влияния. 
В настоящее время в детских садах всё чаще открываются сенсорные комнаты, которые, для нашего напряженного мира, с его бешеным бегом и постоянным стрессом, очень важны для детей, чья неокрепшая психика неспособна противостоять самостоятельно внешнему воздействию.
Выбор оборудования для сенсорных комнат достаточно велик, но, оснащение такого помещения – это ещё только половина дела. 
Проблема заключается в том, чтобы избежать однообразия, достигнуть максимального эффекта оздоровления, а методических материалов по использованию таких комнат в дошкольном учреждении недостаточно. 
Сегодня я хочу поделиться опытом, как в нашем деском саду проходят занятия по психологической разгрузке в сенсорной комнате.
Воспитанники нашего детского сада с нетерпением ждут пятницы, путешествия в «Волшебную комнату» (комнату психологической разгрузки, комнату релаксации, сенсорную комнату). 
«Волшебная комната» - сказочное, сверкающее огнями помещение, в котором царит загадочный полумрак, и детей ждет замечательное путешествие, во время которого им предстоит перевоплощаться во множество ролей, играть в интересные игры, веселиться и расслабляться. 
Занятия в светлой сенсорной комнате – это игра с позитивом, несущая огромный энергетический положительный заряд.
Каждое занятие у нас рассчитано на 30 минут и состоит из нескольких частей – вводной, основной, релаксационной и заключительной. Раскроем подробнее содержание каждой части.
Вводная часть. 
- Дети под музыку входят и идут по сенсорным тактильным массажным дорожкам, которые способствуют развитию вестибулярного аппарата, координации движений, речи, умения передавать тактильные ощущения. 
- Затем - «Купаются под тучкой» - «смывают с себя» негативные эмоции – злость, обиду, страх, нерешительность, зависть и т.д. 
- Далее - «Заряжаются» хорошими эмоциями – радостью, хорошим настроением, добротой и т.д. 
- После этого - подходят к кривым зеркалам – проверить, хорошее ли стало настроение и смеются. 
Основная часть состоит из сюжетной игры или игры-путешествия, включающей в себя психомышечную тренировку, мимические и пантомимические этюды, этюды и упражнения на выражение отдельных качеств характера и эмоций, пальчиковую гимнастику, массаж, дыхательную гимнастику. 
За основу своих игр я взяла сценарии занятий из книги Алябьевой Е.А. «Психогимнастика в детском саду». В книге предложено 20 занятий, которые не являются готовыми рецептами, а служат стимулом для самостоятельного творчества и фантазии при разработке своих занятий.
Алябьева отмечает, что в последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдение чередования, и сравнение противоположных по характеру движений: (на слайде)
Все упражнения сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением.
Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность.
Согласно Алябьевой, все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей. 
Но, всё-таки, для повышения интереса детей, а так же, для удобства проведения занятия, основные этапы игры я вывожу в презентацию. 
Для примера предлагаю рассмотреть занятие «Следствие ведут Колобки» ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
1. «Ребята соглашаются поиграть в сыщиков. 
2. Звонит директор зоопарка и сообщает о пропаже слона. 
3. Дети под музыку одеваются, берут воображаемые бинокль, лупу, чемоданчик и отправляются на поиски. 
4. Возле зоопарка встречают сторожа, осторожно прокрадываются мимо – Игра «Сторож – колобки»
5. Пролезают через забор - напрягаются и втягивают живот.
6. Подходят к клеткам к тигру, змее, кенгуру, страуса, мартышек, поочередно превращаясь в них и имитируя движения в соответствии с командами. 
11. Учат носорога дружить. Бегут за слоном и возвращают его.
12. Все радуются, веселятся, танцуют, перевоплощаясь в любое животное. 
13. Затем, «наступает ночь» и все ложатся спать». 
Этот переход - от эмоционального возбуждения до успокоения и расслабления – считаю одним из важных моментов также и для тренировки эмоций и саморегуляции ребенка. Использую этот прием в каждом занятии: все радуются и танцуют, потом наступает ночь …

В конце игры дети с большим удовольствием укладываются отдыхать. Они действительно устают. 
Но не все дети умеют расслабляться. 
- Чтобы помочь ребенку снять напряжение, я подхожу, дотрагиваюсь до ноги несколько секунд, либо, беру за ноги и немного встряхиваю. Такой способ является достаточно эффективным.
- Текст-сопровождение для релаксации использую редко – даю детям возможность просто полежать и послушать спокойную музыку.
- Пора подниматься. Тихонечко встаёт тот, до кого я дотронусь. 
Все встали, подошли ко мне и потянулись …. 
Далее - рефлексия (задаются соответствующие вопросы).
- Давайте подойдем к волшебному фонтану и загадаем желание…
В заключение, я хочу показать вам небольшой трехминутный ролик, где глаза и эмоции детей покажут, нравятся ли им такие занятия. 



Книга  Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду»



1 комментарий:

  1. Замечательный материал! Спасибо за профессиональные подсказки.

    ОтветитьУдалить