Выступление Сетуевой Н.И, педагога-психолога МАДОУ № 40
Слайд 1
Проблема коррекции детско-родительских отношений и семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны.
Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, психологами, социологами и психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; Т.В. Архиреева, 1989; Н.Н. Авдеева, 1994; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская, 1988; А.Е. Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.).
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ
При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.
При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.
Исследования А.Н. Леонтьева (1977), А.Р. Лурии (1980), Д.Б. Эльконина (1976) и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.
Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.
При определенных условиях родительское воспитание может быть неблагоприятным, если ребенок воспитывается одним родителем, приемными родителями, отчимом или мачехой, а также родителями, при непостоянном проживании с ними. Воспитание становится неблагоприятным в том случае, когда воспитывающий родитель чувствует себя несчастным и замыкаясь в семье, не способен создать своему сыну или дочери необходимые условия для формирования позитивных чувств и удовлетворения жизнью.
Слайд 2
Семья обеспечивает ребенка жизненным опытом.
Из-за недостаточной откровенности, бесплодных споров, неспособности договориться между собой для решения семейных проблем, сокрытие от ребенка семейных тайн - все это крайне затрудняет возможность приспособления к жизни и, как правило, напряженная обстановка, в которой воспитывается ребенок, чревата риском для психического здоровья.
Как верно заметил В.А.Сухомлинский, ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, сопереживание к другому человеку формируются, прежде всего, в семье, во взаимоотношениях с родителями. Ребенок испытывает потребность в общении с близкими взрослыми, стремится к взаимопониманию с ними.
Если же нарушаются взаимоотношения в семье, естественно, это незамедлительно сказывается в эмоциональном благополучии ребенка и его взаимодействии с окружающим миром.
Слайд 3
Часто родители не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
В данном случае тут на помощь приходит образовательное учреждение.
Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.
Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам и специалистам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекать и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.
Слайд 4
Коррекционная работа с родителями детей дошкольного возраста имеет цель - помочь родителям понять причинно-следственные связи, влияющие на атмосферу в семье.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка.
Становление родительства – кропотливый и нелегкий труд. Специалисты в области детско-родительских отношений (А.А.Бодалев, З. Матейчик) важнейшим показателем качества родительства признают компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиции. Нарушение связей в семье непосредственно отражается на эмоциональном состоянии ребенка (А.И.Захаров).
Для оказании помощи родителям в решении внутрисемейных конфликтных ситуаций, связанные с трудностями взаимоотношений между родителями и детьми, в нашем детском саду был создан родительский клуб «Ребенок – зеркало семьи», который является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
Слайд 5
Цель клуба - создание условий сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника, пропаганда положительного опыта семейного воспитания и коррекция детско – родительских взаимоотношений.
Основная идея - обеспечение социально - психологического благополучия детей в дошкольном учреждении через деятельность педагогов и родителей.
Слайд 6
Задачи клуба:
- довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим;
- воспитать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости;
- пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
- обучить родителей общению с собственными детьми.
- оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком;
- вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка;
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность;
- обеспечение слаженной работы педагогов и родителей для достижения социально - психологического благополучия детей в дошкольном учреждении;
- повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;
- помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.
Слайд 7
Программа клуба предусматривает 8 занятий в год.
Формирование группы родителей в клубе происходит на добровольной основе.
Количественный состав группы от 10 до 20 человек.
В клубе работает телефон сотрудничества и служба индивидуальной помощи родителям.
Родительские встречи проходят 1 раз в месяц
Длительность заседания не превышает 30-40 минут (редко 1 час), что значительно экономит время родителей и повышает эффективность усвоения содержания программы.
Реализация программы родительского клуба «Ребенок - зеркало семьи» рассчитана на 1 год.
Место реализации: МАДОУ города Нижневартовска детский сад № 40 "Золотая рыбка"
Участники проекта: дети, воспитатели дошкольной группы, родители, зам.за. по ВМР., специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, медработник, старший воспитатель ДОУ.
Слайд 8
Работа клуба организована по трем этапам:
1. Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
2. Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.
3. Непосредственная работа родительского клуба.
Разнообразие форм позволит познакомить родителей со способами взаимодействия в коллективе единомышленников. А педагогам проанализировать те формы работы, которые наиболее понравились родителям, принесли эффективность.
Формы работы:
- игры и упражнения;
- мини-беседы, лекции;
- релаксационные и динамические паузы;
- моделирование проблемных ситуаций;
- презентация информационных буклетов;
- подвижные игры, дидактические игры;
- художественно-творческая деятельность;
- элементы тренинга;
- круглые столы.
- дискуссии.
Слайд 9
Структура проводимых занятий включает в себя:
Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.
Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).
Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
Клуб посещают родители, желающие повысить свой психолого – педагогический уровень в вопросах воспитания детей.
Работа Клуба планируется (корректируется) с учетом интересов и пожеланий участников.
Тематика заседаний определяется на основе мнения родителей и педагогов.
Слайд 10
Ожидаемые результаты программы:
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка, в общественно-государственном управлении дошкольным учреждением.
Рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами и ДОУ в целом, повышение авторитета педагогов.
Повышение уровня доверия родителей к детскому саду.
Формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития.
Сформированные в детском саду традиции, которые способствуют осознанию родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса ДОУ, дальнейшему повышению родительской компетентности, вовлеченности каждого родителя в процесс воспитания и развития своего ребенка, пониманию своей значимости в эмоциональном развитии ребенка, формировании его здоровья.
В процессе работы с детьми родители овладели практическими приемами оказания помощи ребенку в случаях эмоциональных трудностей при контактах с окружающими людьми.
Кроме того, у матерей и отцов появился интерес к детским проблемам, они научились наблюдать за ребенком, отмечать изменения в его настроении. В результате проведенной работы не осталось ни одного родителя с низкой степенью сходства в оценках родителями друг друга как воспитателей ребенка, а часть родителей можно отнести к положительно согласованному типу взаимодействия в воспитании.
Большой акцент в работе мы делали на заочное общение взрослого и ребенка, воссоздание определенных жизненных ситуаций и т.д.
Родители убеждались на своем опыте в эмоциональной насыщенности такого общения.
Слайд 22
Список использованной литературы
1. Белова Н.Б. Материнская школа // Управление ДОУ. № 6 2003.
2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Долматова Н.Г. Формы работы дошкольных учреждений с неорганизованными детьми // № 6 Управление ДОУ № 6 2005
4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005
5. Н.А. Кочетова, И.А .Желтикова, М.А. Тверетина. Взаимодействие семьи ДОУ Волгоград. Изд."Учитель"2012г.
6. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина., Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.—190., ил.
7. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными античными детьми.— СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.—136с.: ил.
8. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие.-М.: Айрис – пресс, 2005.- 384 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
9. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ - М.: Айрис - пресс, 2006
10. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.— М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2000.—160 с. (В помощь психологу.)
11. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008
12. Е.В.Шитова. Работа с родителями. Волгоград. Изд."Учитель" 2012г.
13. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду: - М.: ВАКО, 2009.- 320 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Комментариев нет:
Отправить комментарий