Выступление Хоминой Галины Васильевны, педагога-психолога МАДОУ ДС № 66
2 слайд.
Эмоции — это переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе. Препятствия на пути удовлетворения различных потребностей порождают отрицательные эмоции, а удача в достижении цели — положительные.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ СКАЧАТЬ
Нельзя не отметить тот факт, что в последние годы увеличивается количество детей с эмоциональными нарушениями.
Среди причин этого:
1. Аномальное,
травматическое течение родов, при которых травмируются разные отделы центральной нервной системы
ребенка.
2. Истощающие
соматические заболевания раннего возраста, физические травмы.
3. Низкий
уровень психологической грамотности, явная невротизация определенного числа взрослых – родителей,
педагогов, которые зачастую не могут вести себя гибко, доброжелательно, от
которых дети «заражаются» тревогой и напряжением.
4. Предметная
среда, содержание которой (например, игрушки, стимулирующие агрессию) оказывает
влияние на выбор сюжета детских игр, реализацию ролевого поведения и соответствующей
эмоциональной экспрессии.
5. Дети,
замыкаясь на телевизорах и компьютерах, стали меньше общаться с взрослыми и
сверстниками. Они легко перенимают образцы агрессивного поведения, которые
взрослые демонстрируют в повседневной
жизни и повсеместно транслируют средства
массовой коммуникации.
4 слайд
В литературе по психологии
эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное
состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов (А. В.
Запорожец и др.; А. И. Захаров и др.).
5 слайд
К собственно психологическим
причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят
особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение
адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии
навыков самоконтроля поведения и др.
Психологическая диагностика
эмоциональных нарушений очень сложна и требует тщательного дифференцированного
подхода к этой проблеме. Анализ эмоциональных нарушений у детей с точки зрения
нарушения системы отношений, предложенный В. Н. Мясщевым и продолженный в
работах его учеников, позволяет нам выделить три основные группы детей
с эмоциональными нарушениями:
5 слайд
В первую группу входят дети,
эмоциональные проблемы которых в основном проявляются в рамках межличностных
отношений. Они отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных
аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные
эмоциональные реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному
поводу.
Вторая группа детей отличается
выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении прослеживается
повышенная тормозимость, слабовыраженная общительность. Эти дети глубоко
переживают обиду, большинство из них подвержено необоснованным страхам.
Третья группа детей
характеризуется выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами. В
поведении детей этой группы преобладали агрессивность, импульсивность. В
анамнезе у большинства из них замечалась энцефалопати.
6 Слайд
Спектр
эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик.
Сегодня речь пойдёт о тех нарушениях поведения
дошкольников, которые свойственны обычным детям, чьё развитие происходит в
рамках нормы. Кратко остановимся на том,
как могут проявляться эмоциональные нарушения.
Тревожность
Механизм
тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании
неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих. Дети
чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым
видам деятельности, у них высокие требования к себе, они очень самокритичны.
Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во
всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения,
одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения,
головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во
время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле,
слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Застенчивость
Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и
выполняют просьбу знакомого взрослого. Такие дети часто ведомы более активными
сверстниками, подвержены их влиянию. Застенчивые дети боятся
всего, что им незнакомо, отказываются от общения со сверстниками, постоянно
краснеют, когда к ним обращаются. Не отвечают, даже если знает ответ на вопрос,
ничего не могут делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь
укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести
чепуху. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя
внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности
ребенка; таких детей скудная игровая деятельность, так для них неразрешима даже
самая простая житейская задача — подойти к другому, попросить игрушку,
договориться о совместной игре.
Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую
же бурю эмоций, как и дети, не имеющие проблем в
развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует
тому, что дети «кипят» внутри часто обращают эту негативную энергию на самих
себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений
(тики, пощипывания, навязчивые движения и т. д.).
Гиперактивность
Гиперактивность
(синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у детей не
свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной
расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Такие дети, как правило,
не могут сосредоточиться на одном предмете более или менее длительное время, не
способны завершить выполнение поставленной задачи, небрежны в ее выполнении.
Продуктивность выполнения задания обычно низкая. Часто отмечается повышенная
утомляемость. Умственная деятельность детей с СДВГ характеризуются
цикличностью: они могут продуктивно работать в течение 5—15 минут, после чего
их мозг «отдыхает» 3—7 минут, накапливая необходимую энергию для дальнейшей
работы. Состояние утомления сопровождается беспричинным раздражением,
плаксивостью, истериками. Могут отмечаться нарушения пространственной
координации, проявляющиеся в двигательной неловкости, неуклюжести. Их интересы
поверхностны и недолговечны, нет попыток проникнуть в суть какого-либо явления.
Действия спонтанные, беспорядочные шумные. Такие дети никогда не задумываются о
последствиях своих поступков, не обращают
внимания на состояние близких людей. Они
часто эгоистичны, демонстративны и требовательны, что приводит к
постоянным конфликтам и развитию агрессивности. Отмечается болтливость.
Дети легко идут на контакт, иногда
злоупотребляя терпеливостью окружающих.
Агрессивное поведение
Почти в каждой группе детского сада, встречается хотя бы один
ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей,
обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые
выражения — одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива,
источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого,
грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее
понять.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят
перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети
часто оказываются в изоляции (с ними
никто не хочет дружить, большинство детей испытывают по отношению к ним
негативные эмоции и отрицательно их оценивают), что провоцирует их на новые
агрессивные реакции.
Перейдем непосредственно к проведению
психологической диагностики.
Составляется диагностическая программа,
которая проводится в 3 этапа.
Диагностическая
программа «Выявление эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного
возраста» (1-2 этап)
Эмоциональные
нарушения
|
этапы
|
Участники
|
Методики,
автор
|
Тревожность
|
I этап
|
Родители
Воспитатели
|
1.Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П.
Лаврентьвой, Т.М. Титаренко
1.Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П.
Лаврентьвой, Т.М. Титаренко
|
I Iэтап
|
Дети
|
1. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
2 Проективная методика «Несуществующее животное»
|
|
Застенчивость
|
I этап
|
Родители
Воспитатели
|
1.Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П.
Лаврентьвой, Т.М. Титаренко 1.Опросник
для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьвой, Т.М. Титаренко
|
I Iэтап
|
Дети
|
1. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
2.Методика «Лесенка» В.Г. Щур
3. Проективная методика «Несуществующее животное»
|
|
Агрессивность
|
I этап
|
Родители
Воспитатели
|
Анкета. Критерии агрессивности у
ребенка Г.П. Лаврентьвой, Т.М. Титаренко 1.Анкета. Критерии агрессивности у
ребенка Г.П. Лаврентьвой, Т.М. Титаренко
|
I Iэтап
|
Дети
|
1. Проективная методика «Несуществующее животное»
2.Проективная методика «Тест руки»
Н.Я.Семаго, М.М.Семаго.
|
|
Гиперактивность
|
I этап
|
Родители
Воспитатели
|
1.Опросник. Критерии гиперактивности .
П. Бейкер и М. Алворд
1.Опросник. Критерии гиперактивности .
П. Бейкер и М. Алворд
|
I Iэтап
|
Дети
|
1. Проективная методика «Несуществующее животное»
(2.Проктивная методика «Тест руки» Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. (Приложение 7)
|
Первый этап психологической диагностики заключается в анализе направленности конфликта. Психологу
необходимо увидеть и проанализировать эмоциональные проявления ребенка. Для
этого проводится наблюдение за игрой ребенка,беседа с родителями и педагогами
ДОУ( см. таблицу 1 этап).
Для уточнения полученных данных используются психологические
методики – это второй этап диагностики( см. таблицу 2 этап).
На этом этапе можно
проводить проективную методику «Метоморфозы» с
нашей точки зрения является наиболее удобной для выявления особенностей
эмоциональной сферы ребенка. Она позволяет опредметить проблемные зоны, выявить
специфичный для ребенка тип аффективного реагирования (экстра- или
интропунитивный), особенности межличностных отношений, представить характер и
специфику психологических защит, позволив тем самым выделить направления
дальнейшего исследования личностных особенностей ребенка с помощью иных
диагностических методик
проведения и регистрации результатов.
Методика
не нуждается в каких-либо специальных стимульных материалах и проводится в
форме устных ответов на вопросы. Ответы ребенка предполагают возможность
оценить для каждой категории, представляемой ребенку, то, чем бы ему хотелось
быть и почему, а потом - чем бы не хотелось быть и почему. Таким образом можно
получить серию более или менее символичных образов, каждый из которых составлен
из «выбора» и «мотивации» и, в свою очередь, является отражением, с одной
стороны, осознанных или неосознанных желаний, потребностей и притязаний ребенка, с другой страхов, опасений и
отвержений ребенка, в той или иной степени проявляющихся в его поведении.
Результаты 2 этапа обсуждаются на
ПМПк;
-
Определяется ведущий специалист по
психолого-педагогическому сопровождению ребенка с эмоциональными нарушениями;
-
Намечается коррекционная работа с психолога с ребенком
(индивидуальная и групповая),
диагностическая работа с родителями и
педагогами (3 этап)
Слайд 9.
3 диагностический этап может проводится в процессе психолого-педагогического
сопровождения ребёнка.
Результаты 2 этапа обсуждаются на
ПМПк;
-
Определяется ведущий специалист по
психолого-педагогическому сопровождению ребенка с эмоциональными нарушениями;
-
Намечается коррекционная работа с психолога с ребенком
(индивидуальна, групповая), работа с
родителями и педагогами.
3
диагностический этап может
проводится в процессе психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
Третий этап – это выявление причин
возникновения эмоциональных нарушений у ребенка. На этом этапе планируется:
1.Работа с родителями:
- собирается анамнез;
- Тест - опросник родительского отношения ( А.Я
Варга, В.В. Столин)
Тест – опросник родительского отношения
(ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на
выявление родительского отношения в семье.
- Опросник для родителей«Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
АСВ позволяет изучить:
- нарушения процесса воспитания;
- выявить тип негармоничного патологизирующего воспитания;
- установить причины нарушений в семейной системе.
2. Наблюдение за взаимодействием
воспитателей и специалистов ДОУ с ребенком имеющим эмоциональные нарушения.
4.С детьми:
- Рисунок семьи.
- Страхи в домиках (по запросу
родителей).
- Методика «Секрет». Предназначена
для выявления эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников.
По результатам 3 этапа психолог дает
рекомендации педагогам и родителям ребенка с эмоциональными нарушениями по нормализации эмоционального состояния ребенка.
Психологическая диагностика
эмоциональных нарушений у детей проводится 2 раза до начала коррекционной
работы и после.
Педагог-психолог
МАДОУ города Нижневартовска
№ 66 «Забавушка»
Хомина Г.В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий