среда, 15 апреля 2015 г.

«Коррекционная работа с детьми на основе теории построения движений Н.А. Бернштейна» (часть 2)

15 апреля 2015 года в 09.30 в МАУ г. Нижневартовска «ЦРО», каб. № 205, в рамках работы городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций состоялся семинар на тему «Коррекционная работа с детьми на основе теории построения движений Н.А. Бернштейна» (продолжение, часть 2).
Стимуляция глубокой (протопатической) чувствительности 

Ритмичные обхлопывания тела. Весело, ритмично, не быстро, лучше под  музыку, делая короткие, но плотные глубокие прикосновения, обхлопать все тело пациента ладошками. Это могут делать и взрослые, и дети. В группе все могут  по очереди обхлопывать друг друга.  На теле есть определенные участки, где воздействие на глубокую чувствительность наиболее эффективно: это плечевой и тазовый пояс, а также все крупные суставы тела. 

Обжималки. Все виды обжималок и крепкие объятия являются прекрасным внешним стимулятором глубокой чувствительности. 
Работа с ребенком. Крепко обнимать ребенка, прижимая его к себе, глубоко обнимая его тельце, его косточки. Важно, чтобы во время объятий мама прижимала ребенка к себе не пальцами рук, а скорее запястьями, целой ладонью. 
Наиболее эффективная поза для воздействия, когда ножки ребенка находятся в положении тройного сгибания, его ягодицы (седалищные бугры) опираются на одну ногу родителя, а стопочки – на другую. Одна рука взрослого обнимает ребенка за плечи, другая сжимает колени и таз. Потихоньку ритмично покачивая ребенка, слушаем музыку, напеваем, разговариваем. Если ребенку не страшно, то мама, щекой или рукой, прижимает к себе и его голову. В этой позе можно не только стимулировать чувствительность, но и работать с опорами, формировать целостность, работать с вестибулярным аппаратом. 
Педагог может включаться в совместную работу, добавляя свое усилие и давление на маму. 
Обжимания ребенка с помощью больших валиков, крупных игрушек, подушек – вольная «борьба» с подушкой; при этом можно зажать ребенка у стены или в углу даже собой, чтобы он с усилием выбирался оттуда. 
Работа со взрослыми. Психолог сидит на полу, раздвинув ноги. Пациент сидит перед ним, спиной к психологу, ноги согнуты, пятки максимально приближены к тазу. Психолог обнимает пациента, обхватывая его колени, стараясь максимально плотно, не создавая боли, прижать к себе. Практически не двигаясь, оба остаются в такой позе до 5–20 минут. Внутри тонического объединения происходит расслабление обоих тел. 
Это упражнение можно выполнять и в группе. Тогда другие члены группы постепенно присоединяются, обнимая первую пару. Тоническое объединение и расслабление происходит у всех членов группы. 

Фиксационные зажимы. Плотно зажимаем какую-либо часть тела пациента, например, палец, и просим палец у нас отнять, вытащить. От места зажима формируется тоническое напряжение, которое постепенно охватывает практически все тело – дожидаемся этого напряжения и наблюдаем, как палец пациента сам выскальзывает из наших рук. 

Тело как медуза. Обычно используется в работе со взрослыми, в группе. Пациент лежит на животе, а все члены группы кладут на его тело свои руки, лучше на крупные суставы, – и медленно, плотно надавливают на него. Каждое надавливание может длиться до 3–5 минут. Потом положение рук может меняться. Руки всех членов группы объединяются в тоническом воздействии на тело. Тело пациента постепенно расслабляется, «растекается», из него уходит всякое напряжение. В зависимости от сложности функционального состояния пациента упражнение длится от 5 до 20 минут. По окончании упражнения на лице пациента, как правило, появляется улыбка, его тело становится текучим, а любое последующее воздействие, например, легкий толчок – растекается по нему волной («как медуза»). 

Формирование целостности при восприятии и при построении тонического ответа – построение и удержание позы тела 

В норме любые одномоментные воздействия на тело человека, одновременные надавливания на разные места тела, например, на руку, ногу и грудь, могут восприниматься одновременно. При нарушениях целостности протопатического восприятия мы получаем ответ только от одного места воздействия, второе место или игнорируется, или, при подключении второго воздействия, воспринимается, но не опознается и зачастую вызывает страх. 

Поэтому на данном этапе наша коррекционная работа направлена на сведение нескольких афферентационных воздействий в единый ответ – формирование афферентного синтеза. 

Ритмичные охлопывания тела. Это упражнение похоже на то, что описано выше, но здесь мы начинаем увеличивать время надавливания или ускорять ритм. 

Обжималки. Похоже на то, что описано выше, но здесь мы усиливаем воздействие и стараемся спровоцировать пациента на сопротивление. Можно, например, давать такие команды: «Вылезай!», «Освобождайся!», «Вставай!». Во время сопротивления пациент напрягается, а в его теле формируется целостный тонический ответ. Усиленный тонус стимулирует протопатическое восприятие. («Я тебя прижимаю крепко-крепко-крепко!») Иногда, в коррекционной работе при тоническом объединении, в случаях не сформированной или нарушенной целостности, возникают «телесные» страхи. Не провоцируя такие страхи, медленно разводим руки пациента, а затем отпускаем. Обычно, успокоившись, ребенок снова сам забирается к вам в руки или берет вас за руку и накладывает ее на себя, т. е. просит продолжения этой игры. 

Длительные надавливания на тело. Сначала мы действуем только на  одно место тела, постепенно увеличивая время воздействия. Если длительное (1–2 минуты) надавливание на одно место уже не создает пациенту неприятных ощущений, включаем два места воздействия (например, на руку и грудь), три (на обе руки и ногу) и т. д. 
Те же приемы отрабатываются в разных положениях тела: – лежа, сидя, стоя, – здесь важны изменения опор тела и сочетание их с воздействием на разные части тела, включая голову. 
В процессе работы мы наблюдаем постепенное становление внутренней схемы тела, в которой объединяются все наши внешние воздействия, включая опору. 
Кисть пациента, как наиболее чувствительную часть тела, постоянно прикладываем с надавливанием к другим частям (плечу, локтю и т. п., включая все части головы и лица) и дожидаемся, когда пациент сможет вытянуть прижатую руку. Чтобы вытянуть руку, нужно, чтобы объединились ощущения от собственной руки, от места прикосновения, от собственной руки. 
Движение может быть простроено лишь в том случае, если удерживается протопатическое ощущение своей руки, – иначе это движение не случится, не получится. 
Две кисти прикладываем к разным частям тела. То же производим со ступнями ног. 

«Колено-плечо». В положении ребенка на спине сгибаем ножки в коленях и ритмично надавливаем коленями на плечи ребенка; до тонического и эмоционального объединения. (В этом упражнении очень легко простраивается центральное зрение – прямой устойчивый взгляд даже у очень тяжелых аутистов.) 
Со взрослыми это упражнение используем редко, поскольку возможно возникновение страхов. Так как с каждым повтором страхов становится меньше, допускаются все более плотные надавливания. 

Фиксационные зажимы. Крепко зажимаем любую часть тела пациента: пальцы, кистей и стоп, запястья, локти, лопатки, спину, грудь, живот, бедра, голени, колени, стопы, части лица и удерживаем фиксацию до целостного тонического напряжения всего тела. Зажимы нижней части тела ребенка, от таза, можно делать с отрывом от опоры, подняв ребенка в воздух. (Опорой для формирования позы становится таз ребенка, который сжимают руки педагога, а также вестибулярное восприятие головы). 
«Освобождение». Наша цель – вызвать целостный ответ сопротивления сразу всего тела. Для ребенка – выползти из-под мамы (папы). Прижимать ребенка можно к полу, к стене, к лавочке и т. п. Проще почувствовать себя в том движении, которое идет с усилием. Зажимаем ребенка в позе на корточках: «поймали зайчика – не пустим, не пустим».
Для взрослых – практически то же, но в задании могут принимать участие 2–3 человека, укладываясь сверху.

Торможение фазных действий – перевод фазных быстрых движений в тонические – сопротивления движениям рук, ног; сопротивление движениям разгибания тела, вставания на ноги, протискивания и т. п. Дается команда: 
«Ты поднимаешь руку, а я тебе буду мешать! Ну, кто сильнее?» и т. п. 



Простраивание опор тела 

Поза тела строится от опоры. Следует всегда усиливать сенсорные воздействия на все возможные опоры тела, в первую очередь, отрабатывая стопы и седалищные бугры. 
При простроенной опоре на стопы при стоянии или ходьбе у человека появляются раскачивающиеся, демпфирующие, движения в коленных и тазовых суставах. При не простроенной – движения ног производятся практически в одной плоскости (как у Буратино), все остальные степени свободы суставов (в том числе ротационные) заблокированы. 

Стопы. Дети. Ритмично, под песенку («Мишка косолапый», «Маленькие ножки шли по дорожке…»), стучать стопами по полу (лежа, сидя, стоя). 
Прижать стопу к опоре (к полу, к стене, к телу взрослого – стопа стоит плотно, пятки пальцы прижаты к опоре), надавливая на стопу с колена. 
Ходить босиком, или в обуви с тонкой подошвой, через которую ребенок будет чувствовать все шероховатости земли или пола. 
Массаж стоп можно использовать только после того как опора на стопы (афферентный синтез с опоры) была простроена. 
Взрослые – сидя на краешке стула (включаются и седалищные бугры) ритмично стучать стопой по полу, танцевать стопой. Команда: «Ваша нога плотно опускается в мягкий асфальт». 

Обнять землю. Лежа на животе. Колени максимально разводим в стороны, пятки осторожно прижимаем к земле. Руки – свободны, но лучше – движение обхватывания земли. Психолог, плотно надавливая вниз, прорабатывает все опоры. Точки воздействия давления: кости таза, колени, пятки, стопы, лопатки, плечи, локти, запястья и кисти рук. Надавливание не сильное, но продолжительное по времени. 
В положении лежа на боку. Нижняя нога вытянута, верхняя согнута, колено выдвинуто вперед и вниз на опору. Усиливаем все опоры – боковая сторона нижней ноги, колено, щиколотка, боковая часть стопы – верхней, таз, плечо, опорная рука, – надавливая сверху. 

Седалищные бугры, таз. Дети – сидя на коленях родителей – верхом или с опорой на кости таза. Лучше в игре с выведением ребенка из равновесия: «По кочкам, по кочкам – в ямку – бух!» и др. 
Взрослые – сидя на краешке стула ритмично стучать стопой по полу, танцевать стопой, высоко поднимая щиколотки или колени. Особенно эффективно поднимать и опускать сразу две ноги. 
Построение оси тела 

Построение оси тела – это включение в целостную работу уровня самых глубоких мышц позвоночника и постуральной мускулатуры туловища и ног. 
Вызвать шейные позно-тонические рефлексы, формирующие ось тела, легче всего, суммируя воздействия на тело снизу (от стоп, или от седалищных бугров, или от коленей) и сверху – от костей головы, от крупных суставов, от суставов кистей рук. 

Фиксационные зажимы. Здесь уже важен не любой двигательный ответ, а включение в ответ оси тела. Легче строится правильный ответ при использовании двух мест воздействия справа и слева – от двух рук, двух ног и т. п. Просим высвободиться, но не рывком, а медленно потянуть, простраивая напряжение от опоры. (Образ – кальмар, который вытягивает зажатое щупальце). Команда: «Почувствуй ноги на опоре. Тяни от ног» или «Тяни от попы». При правильном выполнении всегда включаются постуральные мышцы и ось тела. 
По опыту работы, «протягивание» формирование ощущения оси у пациента и психолога происходит практически одновременно – тоническое объединение взаимодействующих тел. Поэтому о включении оси пациента психолог может судить по себе, оценивая построение собственной оси тела. 
Быстрее всего простраивается ось в парных зажимах запястьев обеих рук, выведенных вверх или максимально разведенных в стороны. Использовать можно пальцы рук и ног, кисти, запястья, локти, лопатки, спину, грудь, колени, плюсну, грудь, живот, части лица и т. д. – везде, где возможна длительная фиксация ваших рук. 
Сначала делаем симметричные фиксационные зажимы – фиксируем одно и то же место и с левой и с правой стороны, например, указательные пальцы правой и левой руки, и просим вырваться, вытащить сразу два пальца. Потом – несимметричные, например правую кисть и левый локоть, палец правой ноги и палец левой руки и т. п. 
При зажимах одновременно таза и плеча – дожидаемся целостного тонического объединения в напряжении и ротационного движения позвоночника (пациент как бы выкручивается из ваших рук). 
В качестве дополнительной афферентации, при простраивании оси тела, можно использовать напряженный и максимально вытянутый вперед язык и/или вытянутые руки, перекрещенные перед грудью. В обоих случаях мы получаем дополнительную центрацию всего тела. 

Отталкивания – стоя или сидя на краешке стула двое упираются друг в друга чуть согнутыми руками. Опора на запястья. Команда: «Дави на меня». Мы не сталкиваем другого, а статично удерживаем его напряжение. Тоническое напряжение от мест взаимодействия сливается с напряжением от опоры – формируется (протягивается) ось тела. При задержке формирования оси можно использовать команду: «Толкай (дави) от ног» или «Толкай (дави) от таза». 
Толкаться (естественно медленно) можно не только руками, но и ногами, головой, плечами и т. п. 
Включение оси у пациента психолог считывает по себе. 

Протяжка. На основе практического опыта также было обнаружено, что плотное надавливание на кости черепа вызывает рефлекторное вытягивание всего позвоночника, включение оси. 
Упражнение выполняется в положении стоя – опора на стопы ног, или в положении сидя – опора на седалищные бугры. Одна рука – в области затылочного выступа, вторая рука – или на лбу, или на скулах, или на подбородке. Точное положение рук при этом не очень важно, обычно руки сами принимают форму, удобную для удержания головы, а голова ребенка естественно вкладывается в руки психолога. Давление производится в плоскости перпендикулярной оси тела, т. е. руки давят друг другу навстречу. От места воздействия тоническая активация, как будто растекается по позвоночнику, рефлекторно заполняя и вытягивая его. 
В протяжке построение оси – включение, расслабление, протягивание мышц позвоночника – может начаться с любого места позвоночника, не обязательно с шейного отдела. 
Включение оси у пациента психолог считывает по себе. 

Автоматизация оси тела. Работа по автоматизации оси тела проводится только тогда, когда задержка построения оси в предыдущих упражнениях не превышает 10–20 секунд. 
Обозначение таза, плеч, головы. Ребенок, находится в свободном состоянии или чем-то занят – ходит, сидит, играет. Его родители плотно, но не сильно, прикасаются к тазу ребенка и удерживают его (оказывают несильное сопротивление движению и придавливание книзу) при всех его перемещениях. Если ребенок сбрасывает вашу руку, не настаиваем и отпускаем ее, а через короткое время снова сжимаем таз. Если ребенок выражает мощное возмущение, демонстрирует страх – прекращаем упражнение в этот день, а на следующий день его возобновляем. Снова до возмущения. Когда же ребенок во время игры, занятий уже чувствует ваши руки и это не вызывает у него резкого возмущения упражнение с тазом можно прекратить и перейти к такой же работе с плечами. Только после отработки плеч то же производим и с головой. 

Раскачка на оси. Работаем под ритмичную музыку. Обозначаем плотным прикосновением голову ребенка, и просим ребенка медленно танцевать. Контролируем построение и удержание оси по себе. 

Упражнения, воздействующие на вестибулярный аппарат 

Вестибуло-тонические позные рефлексы: при любом изменении положения тела и головы относительно силы тяжести – человек выравнивает положение тела, или поднимает себя, головой. Сначала выравнивается положение головы – из наклонного переходит в вертикальное (относительно силы тяжести), за головой выравнивается положение шеи, шея выравнивает положение всего позвоночника и т. д. до опоры. 
В приведенных ниже упражнениях, внутри единого афферентного синтеза, объединяются опорные позно-тонические, шейно-тонические и вестибуло-тонические рефлексы. 
Упражнения можно делать в положении сидя (на коленях взрослого или у него на шее, на полу, на стуле и т. п.) – опора на седалищные бугры или стоя – опора на стопы. Сначала упражнения делаем медленно, постоянно дожидаясь полного вертикального выравнивания тела. Потом все быстрее и резче. 

Работу по стимуляции вестибулярного восприятия, по возможности, проводим перед зеркалом – зрение дает дополнительную информацию и контроль за положением головы и тела в пространстве. 

Отталкивания. Упираемся в другого спиной (плечами, руками, головой, тазом и т. п.), медленно наращиваем напряжение, надавливая друг друга. Когда пациент научиться удерживать напряжение, взрослый начинает давить на него чуть в сторону, слегка сдвигая его равновесия. Каждый раз дожидаемся выравнивания положения головы и подстраивания всего тела. 

Раскачивания. Упражнения можно делать в положении сидя (на коленях взрослого или у него на шее, на полу, на стуле и т. п.) – опора на седалищные бугры или стоя – опора на стопы. Взрослый осторожно начинает раскачивать ребенка, наклоняя тело ребенка в сторону и удерживая в этом положении. 
Дожидаемся, чтобы ребенок сам вновь принял вертикальное положение – выровнял себя головой. Постепенно усиливаем силу и частоту толчков. 
Боле сложные варианты. Поднимайте ребенка в воздух, поддерживая его под живот: ребенок-самолетик, который выполняет разные виражи. Поднимите ребенка за таз, оторвав ноги от земли – сначала он провиснет головой вниз, затем головой потянет себя вверх и постарается принять вертикальную позу. Если ребенок сидит у взрослого на шее – поиграйте в норовистую лошадку, которая, то бежит, то резко останавливается, то неожиданно поворачивает в стороны, то пытается сбросить седока. Можно поиграть ребенком, как мячом: ребенок стоит, а взрослые толкают его от одного к другому. 

Хождение по наклонным неустойчивым поверхностям, по банкам, по кирпичам и т. п. выполняется только после автоматизации оси тела. 

Толкать, тянуть, поднимать или носить достаточно тяжелые предметы

Движения на неустойчивой опоре – тележка на колесиках, скейт и т. п. 
Сначала сидя или лежа, потом стоя. 

Осознание протопатического восприятия и осознанное владение тонусом тела 

Овладеть уровнем А можно через осознанность своего тонического состояния. Эти упражнения используются со взрослыми или с детьми старше 10–12 лет. 

Осознание восприятия. Для осознания восприятия используются команды, например: «Почувствуй свою коленку. Почувствуй свою стопу. Почувствуй стопу и коленку вместе». Если получилось, то добавляем ощущение таза, спины, плеч, головы, рук. Здесь пациент сам осознанно контролирует свое восприятие. 

Удержание рук на счет. Прямые руки напряжены и разведены в стороры. Договариваемся с пациентом о том, как долго он сможет удерживать напряженные (или хотя бы просто разведенные) руки. Пациент называет цифру и сам начинает считать. Длительность упражнения постепенно увеличиваем. То же производим с руками, поднятыми вверх или вытянутыми перед собой. 

Осознанное владением тонусом через образы и игру. Используются упражнения: «Травинка на ветру»; «Полет хищной птицы»; «Кошка злая (спина выгнута кверху) и добрая (спина прогнута к земле); «Круговой маятник»; «Гвоздик и вода»; «Фигура замри», «Пластилиновая кукла», «Восковая палочка», «Гиря» или «Штанга», «Удержать дверь ногами», «Раздвинуть тяжелый занавес руками» и т. д. 

Подробнее и далее можно прочитать здесь:
Обучение основам математики, чтения, письма. Методики развития 
движения, общения, мышления: Сборник статей / Сост. Е. В. Макси-
мова. – М.: Диалог-МИФИ, 2012. – 64 с. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий