суббота, 7 мая 2016 г.

Психологическая диагностика эмоциональных нарушений у детей

Выступление Хоминой Галины Васильевны, педагога-психолога МАДОУ ДС № 66
2 слайд. 
Эмоции — это переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе. Препятствия на пути удовлетворения различных потребностей порождают отрицательные эмоции, а удача в достижении цели — положительные.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ СКАЧАТЬ
Нельзя не отметить тот факт, что в последние годы увеличивается количество детей с эмоциональными нарушениями. 







3 слайд
Среди причин этого:
1.     Аномальное, травматическое течение родов, при которых травмируются  разные отделы центральной нервной системы ребенка.
2.     Истощающие соматические заболевания раннего возраста, физические травмы.
3.     Низкий уровень психологической грамотности, явная невротизация  определенного числа взрослых – родителей, педагогов, которые зачастую не могут вести себя гибко, доброжелательно, от которых дети «заражаются» тревогой и напряжением.
4.     Предметная среда, содержание которой (например, игрушки, стимулирующие агрессию) оказывает влияние на выбор сюжета детских игр, реализацию ролевого поведения и соответствующей эмоциональной экспрессии.
5.     Дети, замыкаясь на телевизорах и компьютерах, стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками. Они легко перенимают образцы агрессивного поведения, которые взрослые  демонстрируют в повседневной жизни и повсеместно транслируют  средства массовой  коммуникации.
4 слайд
В литературе по психологии эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов (А. В. Запорожец и др.; А. И. Захаров и др.).
5 слайд
К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.
Психологическая диагностика эмоциональных нарушений очень сложна и требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме. Анализ эмоциональных нарушений у детей с точки зрения нарушения системы отношений, предложенный В. Н. Мясщевым и продолженный в работах его учеников, позволяет нам выделить три основные группы детей с эмоциональными нарушениями:
5 слайд
В первую группу входят дети, эмоциональные проблемы которых в основном проявляются в рамках межличностных отношений. Они отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу.
Вторая группа детей отличается выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении прослеживается повышенная тормозимость, слабовыраженная общительность. Эти дети глубоко переживают обиду, большинство из них подвержено необоснованным страхам.
   Третья группа детей характеризуется выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами. В поведении детей этой группы преобладали агрессивность, импульсивность. В анамнезе у большинства из них замечалась энцефалопати.
6 Слайд
Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик.
Сегодня  речь пойдёт о тех нарушениях поведения дошкольников, которые свойственны обычным детям, чьё развитие происходит в рамках нормы. Кратко остановимся на том, как могут проявляться эмоциональные нарушения.
Тревожность
Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности, у них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.   

 Застенчивость
Застенчивых детей не видно в группах, они по­слушны и выполняют просьбу знакомого взросло­го. Такие дети часто ведомы более активными сверст­никами, подвержены их влиянию. Застенчивые дети боятся всего, что им незнакомо, отказываются от общения со сверстниками, постоянно краснеют, когда к ним обращаются. Не отвечают, даже если знает ответ на вопрос, ничего не могут делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка; таких детей скудная игровая деятельность, так для них неразрешима даже самая простая житейская задача — подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.
Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и дети, не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т. д.).
Гиперактивность
Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у де­тей не свойственной для нормального развития им­пульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Такие дети, как правило, не могут сосредоточиться на одном предмете более или менее длительное время, не способны завершить выполнение поставленной задачи, небрежны в ее выполнении. Продуктив­ность выполнения задания обычно низкая. Часто отмечается повышенная утомляемость. Умствен­ная деятельность детей с СДВГ характеризуются цикличностью: они могут продуктивно работать в течение 5—15 минут, после чего их мозг «отды­хает» 3—7 минут, накапливая необходимую энер­гию для дальнейшей работы. Состояние утомле­ния сопровождается беспричинным раздражени­ем, плаксивостью, истериками. Могут отмечать­ся нарушения пространственной координации, проявляющиеся в двигательной неловкости, не­уклюжести. Их интересы поверхностны и недолговечны, нет попыток проникнуть в суть какого-либо явления. Действия спонтанные, беспорядочные шумные. Такие дети никогда не задумываются о последствиях своих поступков, не обращают  внимания на состояние близких людей. Они  часто эгоистичны, демонстративны и требовательны, что приводит к постоянным конфликтам и развитию агрессивности. Отмечается болтливость. Дети  легко идут на контакт, иногда злоупотребляя терпеливостью окружающих.
Агрессивное поведение
Почти в каждой группе детского сада, встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения — одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто оказываются  в изоляции (с ними никто не хочет дружить, большинство детей испытывают по отношению к ним негативные эмоции и отрицательно их оценивают), что провоцирует их на новые агрессивные реакции.
Перейдем непосредственно к проведению психологической диагностики.


7, 8 слайд
Составляется диагностическая программа, которая проводится в 3 этапа.
Диагностическая программа «Выявление эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста» (1-2 этап)

Эмоциональные нарушения
этапы
Участники
Методики, автор



Тревожность

I этап
Родители
Воспитатели
1.Опросник  для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьвой, Т.М. Титаренко
1.Опросник  для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьвой, Т.М. Титаренко
I Iэтап
Дети
1. Тест тревожности (Р.Тэммл,  М.Дорки, В.Амен)
2 Проективная  методика «Несуществующее животное»



Застенчивость

I этап
Родители
Воспитатели
1.Опросник  для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьвой, Т.М. Титаренко 1.Опросник  для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьвой, Т.М. Титаренко

I Iэтап


Дети
1. Тест тревожности (Р.Тэммл,  М.Дорки, В.Амен)
 2.Методика «Лесенка» В.Г. Щур
3. Проективная  методика «Несуществующее животное»



Агрессивность

I этап
Родители
Воспитатели
Анкета. Критерии агрессивности у ребенка Г.П. Лаврентьвой, Т.М. Титаренко 1.Анкета. Критерии агрессивности у ребенка Г.П. Лаврентьвой, Т.М. Титаренко


I Iэтап
Дети
1. Проективная  методика «Несуществующее животное»
2.Проективная методика «Тест руки» Н.Я.Семаго, М.М.Семаго.



Гиперактивность



I этап
Родители

Воспитатели

1.Опросник. Критерии гиперактивности .
П. Бейкер и М. Алворд
1.Опросник. Критерии гиперактивности .
П. Бейкер и М. Алворд

I Iэтап

Дети

1. Проективная  методика «Несуществующее животное» (2.Проктивная методика «Тест руки» Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. (Приложение 7)

 Первый этап психологической диагностики заключается в  анализе направленности конфликта. Психологу необходимо увидеть и проанализировать эмоциональные проявления ребенка. Для этого проводится наблюдение за игрой ребенка,беседа с родителями и педагогами ДОУ( см. таблицу 1 этап).
Для уточнения полученных данных используются психологические методики – это второй этап диагностики( см. таблицу 2 этап).
На этом этапе можно проводить  проективную  методику «Метоморфозы» с нашей точки зрения является наиболее удобной для выявления особенностей эмоциональной сферы ребенка. Она позволяет опредметить проблемные зоны, выявить специфичный для ребенка тип аффективного реагирования (экстра- или интропунитивный), особенности межличностных отношений, представить характер и специфику психологических защит, позволив тем самым выделить направления дальнейшего исследования личностных особенностей ребенка с помощью иных диагностических методик проведения и регистрации результатов.
Методика не нуждается в каких-либо специальных стимульных материалах и проводится в форме устных ответов на вопросы. Ответы ребенка предполагают возможность оценить для каждой категории, представляемой ребенку, то, чем бы ему хотелось быть и почему, а потом - чем бы не хотелось быть и почему. Таким образом можно получить серию более или менее символичных образов, каждый из которых составлен из «выбора» и «мотивации» и, в свою очередь, является отражением, с одной стороны, осознанных или неосознанных желаний, потребностей и притязаний ребенка, с другой страхов, опасений и отвержений ребенка, в той или иной степени проявляющихся в его поведении.

Результаты 2 этапа обсуждаются на ПМПк;
-         Определяется ведущий специалист по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с эмоциональными нарушениями;
-         Намечается коррекционная работа с психолога с ребенком (индивидуальная и  групповая), диагностическая работа  с родителями и педагогами (3 этап)
Слайд 9.
3 диагностический этап  может проводится в процессе психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
Результаты 2 этапа обсуждаются на ПМПк;
-         Определяется ведущий специалист по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с эмоциональными нарушениями;
-         Намечается коррекционная работа с психолога с ребенком (индивидуальна, групповая), работа  с родителями и педагогами.

3 диагностический этап  может проводится в процессе психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
Третий этап – это выявление причин возникновения эмоциональных нарушений у ребенка. На этом этапе планируется:
 1.Работа с родителями:
- собирается анамнез;
- Тест - опросник родительского отношения ( А.Я Варга, В.В. Столин)
Тест – опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения в семье.
- Опросник для родителей«Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) 
АСВ позволяет изучить:
- нарушения процесса воспитания;
- выявить тип негармоничного патологизирующего воспитания;
- установить причины нарушений в семейной системе.
2. Наблюдение за взаимодействием воспитателей и специалистов ДОУ с ребенком имеющим эмоциональные нарушения.
4.С детьми:
- Рисунок семьи.
- Страхи в домиках (по запросу родителей).
- Методика «Секрет». Предназначена для выявления эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников.
По результатам 3 этапа  психолог дает  рекомендации педагогам и родителям ребенка с эмоциональными нарушениями по  нормализации эмоционального состояния ребенка.
Психологическая диагностика эмоциональных нарушений у детей проводится 2 раза до начала коррекционной работы и после.






Педагог-психолог
МАДОУ города Нижневартовска
№ 66 «Забавушка»
Хомина Г.В.


Комментариев нет:

Отправить комментарий