суббота, 7 мая 2016 г.

Диагностика эмоциональных нарушений у детей. Коррекция детских страхов

Выступление Булатовой Светланы Анатольевны, педагога-психолога МБДОУ ДС № 31
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Слайд 1
На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.










Слайд 2
К эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте относит: 1) отсутствие эмоциональной децентрации — ребенок не способен сопереживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений; 2) отсутствие эмоциональной синтонии — ребенок не способен откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего близкого или симпатичного; 3) отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции — ребенок не испытывает вины, связанной с новым этапом самосознания («Это я сделал») и способностью эмоционально возвращаться в прошлое.

Слайд 3
Психологическая диагностика эмоциональных нарушений очень сложна и требует тщательного дифференцированного подхода.
На первом этапе: Для установления причин эмоционального неблагополучия детей важно определить ситуации или объекты, вызывающие негативные, болезненные переживания. В этом случае целесообразно провести анкетный опрос родителей с целью выявления психологического микроклимата в семье. Опрос по данной анкете поможет нам выявить разные спектры эмоционального неблагополучия, что задаст нам выбор правильного пути для выстраивания правильного, индивидуального маршрута на начальном этапе.
Слайд 4
Предлагаемая анкета частично может быть использована  не только для опроса родителей, но и для опроса воспитателей, работающих с данным ребенком.
С родителями я провожу опрос в виде диалога во время консультирования, я задаю вопрос, родитель отвечает, я записываю.
Анкета №1. (Приложение №1)

Слайд 5
Далее я провожу с ребенком новую проективную методику О. А. Ореховой «Домики», диапазон применение адаптированной методики дети от 4 до 12 лет. Для детей младше четырех лет я использую анкетирование родителей и тест тревожности  Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен
Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:
·         степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
·         актуальные для ребенка ценности;
·         предпочтения определенных видов деятельности.
Процедура тестирования напоминает занимательную игру и состоит из трех заданий: ранжирование шести цветов по степени предпочтения каждого цвета, подбор подходящего цвета к эмоциональной категории, подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности. Детям предлагается раскрашивать цветными мелками домики, «жильцы» которых эмоции — и с помощью цвета ребенок определяет своё отношение к ним.
Назначение методики
Методику можно использовать в психологическом консультировании и психотерапии для прогноза затруднений в развитии эмоциональной сферы и разработки коррекционных программ личностных особенностей детей


Слайд 6
Приложение 2
Устная инструкция психолога: Садись рядом со мной! Сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Посмотри – на столе лежат цветные карандаши (синий, желтый, красный, зеленый, коричневый, черный) и лист (приложение 2), который ты будешь раскрашивать.


Слайд 7
 Задание 1 – КИРПИЧИКИ.  Посмотри на дорожку из 6 кирпичиков. Она бесцветная, неинтересная. Нужно ее раскрасить. Посмотри на эти карандаши. Есть ли среди них карандаш, цвет которого тебе нравится больше остальных? (Внимание, не давайте оценок выбора ребенка, не помогайте ему выбирать цвет). Карандашом, который ты выбрал, раскрась первый кирпичик. Как красиво получилось! Отложи карандаш в сторонку, в этом задании он больше не понадобится. Посмотри на оставшиеся карандаши. Есть ли среди них карандаш, цвет которого тебе нравится больше остальных? Возьми его и раскрась следующий кирпичик. Отложи карандаш в сторону. Далее так же предлагайте ребенку раскрасить все кирпичики.

Слайд 8
 Задание 2 - ДОМИКИ (личностные блоки) Второе задание отличается от первого. Посмотри на лист. На что похожи фигуры? Правильно - на домики. Здесь целая улица. Но она такая бесцветная и скучная! Нужно её раскрасить. Но прежде чем начинать раскрашивать, послушай, как правильно это делать. В домиках на этой улице живут разные хозяева. В первом домике живет «Счастье». Выбери карандаш, цвет которого подходит счастью. Раскрась первый домик. Молодец! Карандаш не нужно откладывать. Домиков больше, чем карандашей, и их хозяева могут быть похожими. Далее раскрашиваем домики: горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, зло, скука, восхищение. Внимание, ребенок выбирает в этом задании и в последующих всегда из всех карандашей. Не убираем карандаш!
Слайд 9
Задание 3 – ДОМИКИ (социальные объекты) Посмотри сюда. На этой улице живешь ты. В каждом домике ты делаешь что-то особенное. Нужно раскрасить каждый домик, который я тебе покажу в подходящий цвет. (Список слов - называем поочередно по мере раскрашивания домиков ребенком). 1. Дом - это твой дом, где ты живешь. Посмотри на карандаши. Выбери карандаш и закрась свой домик. 2. Детский сад - этот домик твой детский сад . 3. Книга – домик, в котором тебе читают книгу 4. Труд - в этом домике ты трудишься, помогаешь маме наводить порядок, складываешь на место свои игрушки. 5. Игра - в этом домике ты играешь 6. Телевизор - в этом домике ты смотришь телевизор 7. Болезнь - в этом домике ты болеешь, лежишь в постели, пьешь горькие лекарства, может быть, тебе даже делают уколы.
МОЛОДЕЦ! КАК ХОРОШО ТЫ ВСЕ ЗАКРАСИЛ. ИДИ, ПОИГРАЙ ,А Я ПОЛЮБУЮСЬ НА ТВОЮ РАСКРАСКУ.
Слайд 10
Анализ теста «Домики»
Задание 1 Для обработки результатов каждый цвет в линейке получает определенное количество баллов, при этом первый цвет получает наивысшую оценку (6баллов), а последний в линейке цвет – самую низкую оценку (1 балл). Зоной принятия называют первые три цвета, которые получают высокие оценки (4-6). Последние три цвета получают оценки от 1-3 и свидетельствуют о нейтральном или отрицательном отношении ребенка к данному чувству.

 Задание 2 Работаем с первым рядом квадратов: Проставьте под каждым домиком порядковый номер кирпичика того же цвета, что и домик и рядом кол-во баллов:
Счастье-горе – блок базового комфорта,
Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
Скука – восхищение – блок познания.

Слайд 11

Задание 3 Теперь оценим психологическую комфортность детей в разных ситуациях. Для этого посмотрите на бланк теста «Домики». Обратите внимание на третье задание. Работаем с первым рядом квадратов 3 задания «Домики»: Проставьте под каждым домиком порядковый номер кирпичика того же цвета, что и домик (см. задание 1) Определим насколько комфортно детям) в разных ситуациях. 1. Хорошо, очень комфортно в позитивных ситуациях : дом, детский сад, книга, труд, игра, - № 1,2.В этих же ситуациях - дискомфорт-№5,6. Плохо, если в домике болезнь и телевизор (не контролируемый)- №1,2. Т.е. нравится болеть и смотреть такой телевизор. Хорошо, если в домиках болезнь и телевизор №5,6. Т.е. не нравится болеть и смотреть не контролируемый телевизор. Если родители строго отбирают фильмы детям, то телевизор оцениваем так же, как и позитивные домики. Ребенок не должен испытывать дискомфорт, если родители учитывают потребности ребенка. Следует стремиться, чтобы передачи были полезные и вызывали психологический комфорт у детей.
Низкий уровень – 1-2 балла, средний уровень – 3-4 баллов, высокий уровень – 5-6 баллов.
Чаще всего к психологу обращаются родители дошкольников с признаками агрессии, с повышенным уровнем тревожности а так же страхами
Слайд 12
Детские страхи - весьма распространенная проблема в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей. Иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Кто-то отказывается кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, кто-то убегает от приближающейся собаки, не остается один, не идет к врачу...
Слайд 13
Причины детских страхов также разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности, Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. Большинство из них обусловлено возрастными особенностями развития и носит временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают без следа.
Однако наряду с такими страхами существуют другие — устойчивые невротические страхи. Это страхи, с которыми не может справиться ребенок.  Они служат сигналом неблагополучия, говорят о нервной и физической ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психологических и возрастных особенностей, о наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Они болезненно заострены или сохраняются длительное время, искажая личность ребенка, отрицательно влияя на развитие его эмоционально-волевой сферы и мышления.
Слайд 14
Я хотела предложить вашему вниманию мой конструктивный опыт по коррекцию страхов.
На первоначальном этапе я провожу диагностику с ребенком «Страхи в домиках»  А.И.Захаров и М.А.Панфилова  Приложение 3
Проводится анкетирование педагогов (в группу которых посещает ребенок) (приложение 7).
После обработке результатов я заполняю коррекционный дневник. (Приложение 4) где индивидуально на этого ребенка составляю план коррекционных занятий.
Педагогам и родителям (приложение 8) даются рекомендации.
Для педагогов (в группу которых посещает ребенок) рекомендую групповые занятия с детьми (приложение 5) и провожу анкетирование (приложение 7)
Я приведу примерный план индивидуальных занятий:
Слайд 15
Занятие 1
1.     Рисунок страха.
2.     Методика «Репортер»
Необходим микрофон.
Имя ребенка например Вова.
Вова я предлагаю тебе поиграть со мной в игру, называется она «Репортер», я буду журналистом который будет задавать тебе вопросы (ты видел по телевизору как журналисты берут интервью у известных людей?) вот и я сейчас буду брать интервью у твоего страха, твой страх будет отвечать на мои вопросы, я буду играть журналиста, а ты будешь играть страх, как будто ты это он (важно объяснить ребенку ТАК, что бы он понял условия). Ну что готов? Начнем?
Далее диалог с вопросами: Привет страх, как тебя зовут?
Ты добрый страх или злой?
Ты приходишь только к мальчику Вове или к другим деткам тоже?
Когда ты приходишь к мальчику Вове?
Для чего ты к нему приходишь?
У тебя есть друзья?
Какие они?
Подскажи, а что нужно сделать мальчику Вове что бы ты к нему больше не приходил? (если в ответ – не знаю, то мы помогаем)
Тебе наверное одиноко и скучно?
А если мальчик Вова поможет тебе подружиться с кем то ты перестанешь к нему приходить?
Скажи если Вова нарисует тебе друга, красивого, хорошего друга, ты перестанешь приходить к Вове?
Хорошо, теперь мы с тобой прощаемся т.к. Вове нужно нарисовать тебе друга.
В использовании этой методике необходима импровизация, вопросы подбираются исходя из ответов ребенка. Первая часть вопросов нацелена на знакомстве и получение информации, вторая часть нацелена на поиск ребенком способов избавления от страха.
3.     Рисунок друга страху.
4.     Сказкотерапия. Сказки подбираются исходя из природы страхов.
Приложение 6
Слайд 16
Занятие 2
1.      “ Азбука страхов”
Ребенку предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее ребенок рассказывает о том , что нарисовал. Далее ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
2.     Напугаем страх. 

Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение: 

Страх боится солнечного света, 

Страх боится летящей ракеты, 
Страх боится веселых людей, 
Страх боится интересных затей! 
Я улыбнусь, и страх пропадет, 
Больше меня никогда не найдет, 
Страх испугается и задрожит, 
И навсегда от меня убежит! 
Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши. 

3.     Упражнение «Смываем страхи» в сенсорной комнате под волшебным дождем приговаривая ребенку- давай смоем все твои страхи и тревоги, ребенок проходит сквозь волшебный дождь, упражнение проводится в светлой комнате.

Слайд 17
Занятие 3 в сенсорной комнате.
1.     Выкидываем страх. 

Из пластилина ребенок катает шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро. 

2.     Если бы я был большой. 

Предложите ребенку представить, что он вырос. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»

3.     Закапываем страх. 

Подготовьте коробочки с песком и одну большую пустую коробку. Слепите из глины несколько плоских кругов. Спросите ребенка: «Как будет называться этот страх?» (Страх темноты, страх шума, страх, «меня не заберут из сада» и т.д.). Получив ответ, предложите заковать страх. Когда все страхи будут закопаны, поставьте коробочки в большую коробку и предложите ребенку нарисовать сторожа, который не выпустит страхи из коробки. Коробку надо спрятать в шкаф, запереть на ключ.

4.     Пишем волшебнику Добросилу.
Ребенку предлагается нарисовать свой страх и повторить за психологом: «Волшебник Добросил, преврати мой страх в конфету, наклейку (в зависимости от того что в наличии есть у психолога), повторяется 3 раза. Психолог подходит к окну берет конфету и дает ребенку.
5.     Сказкотерапия. Сказки подбираются исходя из природы страхов.
6.     Упражнение «Смываем страхи» в сенсорной комнате под волшебным дождем (в комнате темно, светится только волшебный дождь).

Слайд 18
 Занятие 4
1.     Методика «Репортер»
Вопросы задаются аналогично первому интервью, но начиная не со знакомства, например:
Привет, как дела?
Тебе понравился друг которого тебе нарисовал мальчик Вова?
Как его зовут?
Тебе теперь не скучно?
Вот какой молодец Вова, я ему обязательно передам твои слова благодарности)
Ты теперь больше не приходишь к Вове?
И.т.п.
2. Напугаем страх. 
3. Волшебная палочка (в магазинах продаются светящиеся палочки)
Ребенок берет эту палочку и повторяет за психологом заклинание:
Я все могу, ничего не боюсь, 

Лев, крокодил, темнота — ну и пусть! 

Волшебная палочка мне помогает, 

Я — самый смелый, я это знаю! 
Повторить «заклинание» 3 раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой». 

4.     Сказкотерапия. Сказки подбираются исходя из природы страхов.
5.     Упражнение «Смываем страхи» в сенсорной комнате под волшебным дождем (в комнате темно, светится только волшебный дождь).

Слайд 19
 Занятие 5
1.     Упражнение - кричалка: 

Я хлопаю (хлопать в ладоши), 

Топаю (тonать ногами), 

Громко рычу (произносить «р-р-р»), 
Страх прогоняю (махать руками)

2.     Жил был страх. Психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело?…». Ребенок предлагают свои варианты.
3.     Упражнение «Смываем страхи» в сенсорной комнате под волшебным дождем (в комнате темно, светится только волшебный дождь).

Слайд 20
Заключительный этап: повторная диагностика, далее дарится ребенку наклейка за его смелость (у меня это наклейки человека паука), эту наклейку ребенку рекомендуется приклеить над кроватью где спит ребенок, на 10 дней, для того что бы человек паук поделился своей смелостью и отвагой с ребенком. Через 10 дней родителям рекомендовано сделать акцент на то что каким смелым стал их ребенок, теперь ему не понадобиться помощь человека паука. Наклейка снимается.



 







Комментариев нет:

Отправить комментарий