вторник, 2 февраля 2016 г.

Рекомендации по проведению коррекционных занятий в сенсорной комнате

Приложение к выступлению на ГМО педагогов-психологов от 27.01.2016г.
Воробьева Наталья Леонидовна, педагог-психолог
МАДОУ г. Нижневартовска №90 «Айболит»
Каждое занятие с ребенком желательно начинать с «Гимнастики для ума» (комплекс кинезиологических и пальчиковых упражнений, целью которых является развитие межполушарной специализации и синхронизация работы полушарий головного мозга, стимуляция активных точек), великолепного коррекционного приема, связанного с функциональной асимметрией полушарий головного мозга.

Локализация отдельных участков мозга, отвечающих за протекание того или иного вида психической деятельности очень условна, так как все функциональные системы, имеющиеся в нашем мозгу взаимосвязаны. Причем эта взаимосвязь распространяется не только на организацию мыслительных психических процессов, но и на эмоциональную сферу, ориентировку в окружающем мире, восприятие собственного «Я». 
Двигательные упражнения и стимуляция точек, связанных с работой того или иного анализатора, повышают уровень восприятия предметов окружающего мира, развивают координацию движений рук и ног, снимают мышечное напряжение и способствуют формированию положительного эмоционального фона, что является необходимым условием для нормального психического развития ребенка.

«Расскажи стихи руками» (мнемотехнический прием) 

Замечательный организационный прием, способствующий развитию памяти, мышления наблюдательности. Так же оказывает позитивное влияние на снятие эмоционального напряжения, развитие познавательной активности. 
Систематическое использование перечисленных методов и приемов на занятиях и других видах деятельности позволяют значительно улучшить качественные и количественные показатели развития детей. 

«Медитативные сказки» используются для накопления образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Такие сказки ориентированы на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обанятельной, вкусовой, тактильной и т.д. назначение медитативных сказок – сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. 

Подобные сказки, рассказанные под музыку, развивают воображение и произвольное внимание. Но главное, при систематических занятиях учат ощущать свое самочувствие, эмоциональное состояние свое и других. 

Неразрывно с медитативными сказками для сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников профильными специалистами и воспитателями проводится. 

Музыкотерапия 

Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств. В последние десятилетия выделилось целое направление в психотерапии – музыкотерапия. Использование музыкотерапии как здоровьесберегающего метода предусматривают как изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего профилактического фактора, так и дополнение музыкальным сопровождением других здоровьесберегающих приемов для усиления их воздействия и повышение эффективности. Это достигается за счет побуждающего, увлекающего и вдохновляющего воздействия музыки. 
Музыкотерапия реализует ряд основных задач оздоровительных и развивающих мероприятий. Наиболее важными для детей являются следующие: тренировка наблюдательности; упражнения на устойчивость внимания и его переключаемость; тренировка реакций; развития чувства темпа, ритма и времени; развитие мыслительных способностей и фантазии; тренировка языковых и невербальных коммуникативных навыков; воспитание волевых качеств, тренировка выдержки и способности сдерживать аффекты. 
Музыкотерапия используется для профилактики и коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, коммуникабельности и прочее. 

Дыхательные упражнения 

Уже в древности люди, не обладая современным пониманием физиологических механизмов, выяснили, что дыхание может серьезно влиять на процессы, происходящие в организме. Тем более, что дыхание хорошо поддается сознательному управлению. 
О пользе дыхательных упражнений говорил еще Авиценна. В нашем дошкольном учреждении используются две дыхательные методики: 
Дыхательная методика А.А. Сметанкина, основанной на диафрагмально-релаксационном дыхании. Дыхание животом: на вдохе живот должен выпячиваться, на выдохе – втягиваться; вдох через нос, выдох через рот с небольшим сопротивлением, а также дыхание проводится без усилий. 
Хочется отметить, что эти дыхательные методики носят лечебный характер, поэтому их проводят специалисты, но в качестве оздоровительно-тренировочных и профилактических приемов используются такие дыхательные упражнения как «мыльные пузыри», «дыхание», «зевота», «часики». 

РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ 

«Гимнастика для ума» 
«Симметричные каракули» 

Ребенок берет по фломастеру в каждую руку и одновременно обеими руками начинает рисовать «каракули». Это упражнение обеспечивает активную работу обоих полушарий, раскрывает творческие способности и развивает мелкую моторику.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ  (пальчиковая гимнастика) 
«Прижми палец» 

В игре участвуют двое. Играющие сцепляют согнутые пальцы правых рук, образуя небольшую «платформу». По определенному сигналу, например «Начали!» один из участников кладет большой палец на «платформу», а второй участник должен поймать его сверху своим большим пальцем. Затем участники меняются ролями.

СКАЗКА ПРО ПАЛЬЦЫ

Жили братья, не тужили,                                         Я стою посередине,
Но однажды приуныли,                                           Буду зваться я отныне,
Стали думать и гадать,                                            Средний палец-удалец,
Как же имена всем дать.                                          Вот такой я молодец!

Я хоть ростом невелик,                                            Меньше всех я братьев ростом,
Но веселый озорник,                                                 Ох! Как маленьким непросто!
Все стоите вы за мной,                                              Но меня легко узнать,
Буду зваться я – большой.                                         Пусть мизинцем будут звать.

Я – указывать люблю,                                               Брат один как не гадал,
На цветы и на Луну,                                                   Имя так себе не дал,
Очень я внимательный,                                             Но его не обижают,
Палец указательный.                                                  Безымянным называют!

МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЙ ПРИЕМ 
«РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»


 «УЛЕЙ»
Пчелиный дом зовется «Улей»
Руки через стороны соединяются вверху, образовывая круг
Пчела в него несется пулей,
Движение рукой с вытянутым указательным пальцем вперед
А сколько в этом доме есть
«Спираль»
Таких же пчел еще – не счесть!
Кисти рук в кулаке, указательный палец вверх движения -отрицания
Он весь как будто на ладони -
Руки перед собой, ладони вверх
Пчелиный, сладкий, дружный домик.
Ладони показывают крышу
(Что беспощаден он к врагу -
Кисти рук в кулаке, указательный палец вверх движения -предупреждения
Об этом вспомнишь на бегу.)
Бег на месте

«СНЕГОВИК»
Давай дружок, смелей дружок!
Руки ладонями вверх поочередно вперед
Кати по снегу свой снежок -
Вращения друг за другом согнутыми в локтях руками
Он превратится в толстый ком
Показать круг руками перед собой
И станет ком Снеговиком.
Правая рука в сторону
Его улыбка так светла!
Указательные пальцы возле уголков губ
Два глаза, шляпа, нос, метла
Указательные пальцы показывают на глаза, ладонь над головой, указательный палец показывает на нос, правая рука в сторону.
Но солнце припечет слегка -
Левая рука в верх
Увы! – И нет Снеговика.
Плечи поднять, руки слегка в стороны внизу

«КНИГА»

Открывай скорее книжку

В книжке мошка, мышка, мишка.
В книжке мячик круглый бок
Вверх, вниз прыг, скок
В книжке зонт открой и пой!
Лупит дождь, а ты сухой.
Киска в книжке близко, близко
Я рукой поглажу киску
Потому что мех такой мягкий

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 
«Медитативные сказки» 
«Мы с вами переносимся в удивительную сказочную страну, в самое ее сердце – на волшебную поляну. 

Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо. Слушаем, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей. Чувствуем рядом аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба – его только что испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку. А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники. И шелковая молодая трава, устилающая Волшебную Поляну нежно щекочет наши руки, ноги, лицо. 

Медитативная сказка на коррекцию тревожности 

«БАБОЧКА» 
В далекой волшебной стране, где много ярких благоуханных цветов, где светит солнце, дует легкий ветерок и где всегда голубое небо, жила-была Бабочка. Яркая и прекрасная. Жители этой страны очень любили ее и всегда рады были ее видеть. 
Но еще совсем недавно, она была большой лохматой гусеницей и жила на высоком старом дереве. У гусеницы было много лапок, но уползти далеко она не могла. А ей так хотелось повидать весь мир! Узнать, как живут там за горами, вдали от их волшебной страны. 
И в волшебной стране, и в жизни, многие гусеницы превращаются в куколок. Превратилась в куколку и наша гусеница. Лежа в коконе, она мечтала увидеть мир. И очень скоро мечты ее осуществились, - она превратилась в прекрасную Бабочку. Теперь она могла летать высоко-высоко и видеть гораздо больше прежнего. 
Часто в небе она встречала радугу, и они подружились. 
И вот, однажды, попрощавшись с обитателями волшебной страны, Бабочка отправилась в путешествие. 

Список литературы 
1. Егоров В. «Расскажи стихи руками» Москва 1992г. 
2. Жевнеров В.Л., Баряева Л.Б. «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья» Санкт-петербург 2007г. 
3. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» Санкт-петербург 2002г. 
4. Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными детьми» Санкт-Петербург 2001г. 
5. Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций дети 5-7 лет» Ярославль 2000г. 
6. Кряжева Н.Л. «Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей» Ярославль 2000г. 
7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» Санкт-петербург 2003г. 
8. Малюткина Н.В. «Я хороший или советы по коррекции поведения ребенка» Санкт-петербург 2003г. 
9. Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры» Москва 2001г. 
10. Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет» Волгоград 2011 г. 
11. Романов А.А. «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей» Москва 2004г. 
12. Хухлаева О.В. «Практические матриалы для работы с детьми 3-9 лет» Москва 2003г. 
13. Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры» Санкт-петербург 2004г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий