четверг, 28 января 2016 г.

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников в условиях использования интерактивной среды сенсорной комнаты


Воробьева Наталья Леонидовна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, МАДОУ  ДС №90 «Айболит»
Современный этап развития общества отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ
Детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. В существующей иерархии основных элементов в системе здоровья человека, на первом уровне стоит биологическое здоровье, на втором – социальный его компонент, на третьем – духовный. Каждый из этих компонентов связан с определёнными функциями здоровья, которые некоторым образом влияют на основной результат образования – выполнение требований Государственного образовательного стандарта. 

Приоритетным направлением деятельности дошкольных образовательных учреждений является сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников.

Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой всего его психологического здоровья. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психологическое здоровье и является его надежным индикатором на различные события и факты. 

Ребенок дошкольного возраста мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности, стресс он чаще отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Неосознанные негативные эмоции, которые ребенок испытывает в течении длительного времени приводят к соматическим заболеваниям.

За теми или иными соматическими нарушениями, на первый взгляд не имеющими никакого отношения к личностным и познавательным сферам ребенка, скрываются стойкие эмоциональные нарушения, проявляющиеся в высокой возбудимости, импульсивности, повышенной тревожности, нестабильности настроения и даже агрессивности. 

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). 

Темная сенсорная комната, оснащенная стимуляторами различного типа, позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств. Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты — восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

Задачи:
1. Совершенствовать навыки и умения конструктивного общения, используя вербальные и невербальные средства.
2. Способствовать снижению тревоги, психоэмоционального и мышечного напряжения, создание чувства безопасности, защищенности.
3. Формировать позитивные эмоционально-личностные качества у детей старшего дошкольного возраста.
4. Развивать воображение и творческую активность.

Формы и методы
Система работы предполагает:
- совместную деятельность педагога-психолога с детьми; 
- индивидуальную работу педагога-психолога с детьми; 
- самостоятельную деятельность самих детей. 

Форма организации занятий: микрогруппа, периодичность – 2 раза в неделю, продолжительность – 25 минут.

Структура занятия:
· Приветствие -1-2 минуты;
· Обеспечение сенсомоторной пластики – (психогимнастика, упражнения тренировки сознания методом замещающего онтогенеза, пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, тренировка дыхания) 5-7 минут;
· Развитие невербальных психических процессов (с использованием сенсорной комнаты) – 10-15 минут (в сенсорной комнате); 
· Решение и поиск путей выхода из ситуации (игровые упражнения на основе двигательных методов) – 7-10 минут;
· Дыхательные упражнения 2-5 минут
· Релаксационные упражнения и тренировка дыхания – 3-5 минут;
· Обсуждение – 1-2 минуты.

1 комментарий: