воскресенье, 15 марта 2015 г.

Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС»

Подготовили: Паскина А.М., педагог-психолог МАДОУ ДС № 68, Геращенкова Е.Н., педагог-психолог МАДОУ ДС № 69.
Цель: Выявить и обобщить знания педагогов-психологов по данной теме.
Дата: 18.02., 25.02.2015 года.
Подготовка к семинару-практикуму:

•Создание презентаций «Предметно-пространственная среда в ДОУ» в электронном виде.
•Оформление зала к семинару-практикуму.
•Проектор, экран и ноутбук для просмотра презентаций.

План семинара – практикума:

1. Приветствие участников семинара-практикума (1 мин.).
2. Презентация (8 мин.).
3. Актуальность семинара практикума (5 мин.).
4. Командная игра «Что вы знаете о предметно-пространственной среде ДОУ в соответствии с ФГОС» (30 мин.).
5. Опыт работы педагога-психолога по созданию позитивной атмосферы ДОУ (10 мин.)
6. Подведение итогов семинара (5 мин.).


Ход семинара – практикума:

Педагоги, входя в зал, получают «значки», по которым в дальнейшем объединяются в 3 команды. 

1. Приветствие участников семинара-практикума. 
2. Презентация по теме семинара (1).
3. Актуальность:

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Предлагается объединиться по командам.

4. Командная игра «Что вы знаете о РПП среде?» 

Цель: Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии ФГОС».
1 задание «Разминка»
Командам предлагается называть слова, словосочетания, которые относятся к теме, но с учетом новизны в их появлении. Каждой команде нужно называть слова по очереди. Слова не повторять. Побеждает команда, которая назовёт последнее слово. Слова записываются на доске.

Варианты слов: (ФГОС. ППР Среда. Проектирование предметно-развивающей среды в группе. Центры. Целевые ориентиры. Педагогические мероприятия и др.).

2 задание
Командам раздаются листочки с заданиями.

Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды. 

1 команда. 

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.


Ответ. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. 

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

2 команда. 

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения ……………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей ……………………….. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Ответ. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.


3 команда. 

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.


Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, которые …………..: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. 

Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.


Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.


5. Задание для команд. Представить вниманию педагогам:
1. Варианты центра для отдыха и уединения; 
2. Варианты игрушек для снятия напряжения, их значение; 
3. Нетрадиционные формы работы педагога-психолога с субъектами ОД (варианты).
6. Опыт работы педагога-психолога по созданию благоприятной атмосферы в ДОУ. Просмотр презентации. 
7. Задание для команд: придумать и провести свою акцию для субъектов ДОУ.
8. Заключение.

Презентация 2.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит образовательная деятельность.

9. Подведение итогов. Вручение подарков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий