четверг, 8 сентября 2016 г.

Включение родителей (законных представителей) в коррекционный процесс психомоторного развития детей с нарушениями интеллекта посредством организации деятельности клуба «Школа любящих родителей»

Выступление Сюзевой Натальи Анатольевны, 
педагога-психолога МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 77 «Эрудит»


Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Развитие новых подходов к образованию лиц с особыми образовательными потребностями является одной из актуальных проблем образования на современном этапе. Предоставление эффективной психокоррекционной помощи детям с нарушениями интеллекта особенно актуальна для нашего образовательного учреждения. Всем известно, что это дошкольное учреждение единственное в городе, в котором функционирует группа компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью лёгкой степени.

И сегодня я представляю Вам свой опыт работы по организации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей данной категории. В настоящее время 55 (22%от общего количества) воспитанников с нарушениями интеллекта посещают наше образовательное учреждение согласно заключению Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Нижневартовска. Необходимо отметить, что это третья часть всех детей-инвалидов, охваченных дошкольным образованием города, нуждающихся в особых условиях образования.
В отличие от своих сверстников, данная категория детей имеет ряд особенностей в психологическом развитии. Наряду с проблемами развития интеллекта, вызванным органическим поражением головного мозга, у них наблюдаются отставание в развитии двигательной сферы и нарушения поведения, которые проявляются в виде двигательной расторможенности, неуверенности, агрессии, плаксивости, реакции протеста по отношению к окружающим, либо полным равнодушием и безучастным отношением к миру.
Анализируя причины поведенческих нарушений, необходимо отметить, что они формируется прямо пропорционально тому, насколько родители и окружающие люди требовательны к ребенку. Так же обращают на себя внимание способы общения родителей с детьми. Как правило, это искаженное семейное воспитание, когда родители, не веря в возможности ребенка, не предъявляют к нему требований, стараясь все сделать за него сами. Когда родители сами одевают и раздевают его, кормят с ложечки, до пятилетнего возраста используют памперсы, суетливо убирают разбросанные ребенком предметы, они способствуют легкому формированию у него иждивенческих установок, неспособности и нежеланию к самостоятельной практической деятельности.
Можно представить какие сложности испытывает такой ребенок и его семья в различных жизненных ситуациях.
Нами замечено, что поведенческие нарушения усиливаются в новой для ребенка обстановке. А в процессе работы с ним, перестают действовать традиционные методы коррекции. Поэтому возникла объективная потребность в поиске «обходных путей», психолого-педагогического воздействия, которые обеспечат особому ребенку необходимые условия для его развития. 
Именно проблемы поведения и развития детей с нарушениями интеллекта были первопричиной разработки комплексной психокоррекционной программы психомоторного развития детей данной категории и реализации в её в рамках проекта «Школа любящих родителей». 
Выдающийся отечественный психолог Сусанна Яковлевна Рубинштейн, говоря о своеобразии психического развития умственно отсталого ребенка, убеждена, что какова бы ни была причина его умственной отсталости, как бы тяжела ни была болезнь его нервной системы, наряду с распадом происходит и развитие. Только воспитание и обучение детей, психическое развитие которых затруднено из-за органического поражения головного мозга, требует особенно большого педагогического мастерства и искусных методов. Поэтому коррекция психомоторного развития детей с нарушениями интеллекта немыслима без нейропсихологии, науки о формировании мозговой организации психических процессов.
В этом смысле я предприняла попытку обобщить и структурировать методы коррекционной работы Е.В. Максимовой с опорой на теорию построения движений по Бернштейну и методику Анны Владимировны Семенович «Комплексная нейропсихологическая коррекция отклоняющегося развития». 

Технология коррекционной работы по Е.В Максимовой – это телесно-ориентированные методы, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения, давно зарекомендовавших себя как эффективный инструмент решения психологических проблем. 
Продолжением этой работы является метод замещающего онтогенеза, разработанный Анной Владимировной Семенович. 
Суть данного метода заключается в том, чтобы посредством специальных упражнений и заданий заполнить адекватными нагрузками пропущенные участки мозга, повторяя еще раз вместе с ребенком основные этапы его психологического развития (поза эмбриона, освобождение-рождение, ползание и т.п.). 
Следует отметить, что дети с нарушением интеллектуального развития нуждаются в постоянной развернутой помощи взрослого. Степень необходимой помощи взрослого зависит от уровня развития ребенка, и его возраста. Главное правило психокоррекционной работы с данной категорией детей: если у ребенка что-то не получается, не ждать, когда он «поймет»! Необходимо подойти к нему, взять его руки (ноги, голову и т.д.) в свои, и очень медленно и осторожно задать ему рапорт нужного движения (закон «Зоны ближайшего развития»). Говоря другими словами – это только индивидуальная работа с ребенком.
Исходя из того, что педагог-психолог проводит с данной категорией детей 1 коррекционное занятие в неделю, обязательным условием является ежедневная отработка ребенком ряда упражнений в течение режимных моментов совместно с воспитателями. А выполнение «домашнего задания» с родителями многократно увеличивает эффективность коррекционного воздействия. 
Поэтому взаимодействие с родителями – одно из непременных условий в системе комплексной коррекции психомоторного развития детей с нарушением интеллектуального развития.
Однако сотрудничество с родителями, воспитывающими особых детей это очень не простой процесс. От его успешности во многом зависит эффективность достижения целей коррекции. Опыт показывает, что большинство родителей, имеющих детей с проблемами интеллектуального развития первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и взаимопониманию в силу того, что их взгляд на развитие собственного ребенка и его перспективы, не совпадают с оценками специалистов и педагогов. Это приводит к тому, что, они зачастую, не могут адекватно оценить возможности ребенка, для правильного выстраивания воспитательного процесса. Не получая быстрого результата, родители впадают в отчаяние, перестают верить в оптимистический прогноз развития своего ребенка. 
Поэтому, уже в ходе первой встречи педагог-психолог готовит родителей к активному их включению в коррекционный процесс и добросовестному сотрудничеству со специалистами дошкольной образовательной организации.
А расширить диапазон взаимодействия позволяет организация работы детско-родительского клуба «Школа любящих родителей».
Цель деятельности детско-родительского клуба для меня, как для педагога-психолога, прежде всего: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья, коррекции нарушений в развитии детей.
Основные задачи:
  • создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами ДОУ, гармонизация детско-родительских отношений. 
  • вовлечение родителей в коррекционный процесс; 
  • обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с особым ребенком; 
  • отработка совместно с родителями практических навыков, наработанных детьми в процессе их занятий с педагогом-психологом, при выполнении упражнений и заданий, стимулирующих активность работы мозга ребенка и укрепляющих его веру в собственные возможности.
А каждый родитель приходит к педагогу-психологу со своими целями: 
· получение полных, разъясняющих ответов педагога-психолога о путях и способах решения конкретной проблемы ребенка с ограниченными возможностями здоровья, 
· создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению образовательной программы с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей ребенка;
· сплочение групп родителей для обмена опытом семейного воспитания на основе общих интересов и потребностей.
Деятельность детско-родительского клуба строится в соответствии Положению о детско – родительском клубе, приказу руководителя о назначении руководителя клуба; годовому плану работы, посещаемость слушателей отмечается в журнале. Объявления, информация для членов клуба оформляются как в каждой группе, так и на сайте образовательного учреждения.
 
Формы работы клуба носят как групповой, так и индивидуальный характер. Групповые встречи проходят два раза в месяц, продолжительностью 1,5 - 2 часа. Индивидуальные практические консультации проводятся с целью уточнения и определения методов и приемов коррекционного воздействия для решения проблемы конкретного ребенка, как по запросу родителей, так и по инициативе психолога. 
На сегодняшний день слушателями Школы являются 18 родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 4 семьи, чьи дети не посещают дошкольные учреждения города, и 1 семья из другого ДОУ в рамках сетевого взаимодействия.
Прежде чем начать совместные детско-родительские занятия, предлагаю проделать все упражнения самим родителям. Объясняю цель упражнений и заданий, показываю последовательность их выполнения, затем контролирую процесс их выполнения родителями, даю оценку результату, называю допущенные ошибки и объясняю, как их можно исправить. Это позволяет самим родителям научиться чувствовать и контролировать свое тело, определять полностью ли оно расслаблено, где остались места зажимов и как их можно «сбросить», а затем помочь своему ребенку качественно выполнить все предлагаемые упражнения.
Главное правило родителей, в процессе выполнения заданий с детьми – работать на «кураже», формируя у детей интерес к занятиям.
Исходя из того, что контингент детей с нарушениями интеллектуального развития отличается по клиническим проявлениям органического нарушения центральной нервной системы, структуре психофизических дефектов, уровню недоразвития познавательной деятельности, умений и навыков, каждый ребенок проходит свой, индивидуальный этап развития исходя из своих возможностей, с учетом актуального уровня зоны ближайшего развития.
Усвоение ребенком каждого комплекса занятий происходит в 4 стадии:
1 стадия – ребенок работает сопряжено с взрослым (рука в руке);
2 стадия - ребенок работает под руководством взрослого (по подражанию);
3 стадия - ребенок работает с частичной самостоятельностью (по словесной инструкции взрослого);
4 стадия - ребенок работает самостоятельно.
Сроки прохождения каждой стадии определяются индивидуально для конкретного ребенка.
Позитивный процесс изменения ребенка происходит, когда взрослый эмоционально сопереживает ребенку, принимает его установки, создает атмосферу взаимопонимания, опирается на его внутреннюю активность, учитывает его интересы и стремление к познанию нового через обогащение внешней среды. 
Внутренняя позиция взрослого по отношению к ребенку:
- искренняя вера в возможности ребенка,
- быть готовым принять чувства ребенка без их оценки и осуждения; 
- запретить себе все попытки сделать задание за ребенка.
Таким образом, совместная психокоррекционная работа родителей и детей с нарушениями интеллектуального развития позволили не только воздействовать на сенсомоторный уровень детей, но и активизировать взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической его деятельности, обеспечив тем самым развитие и коррекцию его базовых познавательных компетентностей.
Дети стали охотно включаться в совместную деятельность со взрослыми, проявляют интерес к игрушкам, дидактическим играм, к самостоятельной практической деятельности, познают свои возможности, развивают свои способности и радуются своим достижениям. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий