пятница, 6 мая 2016 г.

Взаимодействие участников образовательного процесса в рамках реализации программы семейного клуба «Счастливая семья»

Выступление Ткач Елены Витальевны, воспитателя МБДОУ ДС №67 «Умка»
Уважаемые коллеги!
Разрешите представить опыт работы МБДОУ ДС № 67 "Умка" по работе с семьей в рамках семейного клуба "Счастливая семья". Тема моего выступления:
Взаимодействие участников образовательного процесса в рамках реализации программы семейного клуба «Счастливая семья».
 СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ВЫСТУПЛЕНИЕ
Детство – годы чудес. Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека. Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития.
В этот период формируются двигательные навыки, происходит подготовка к речевой деятельности, закладываются основы психики.

Ранний возраст ребёнка отличается огромным интересом к окружающему миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об интересующих его предметах, отвечая на многочисленные вопросы.

В этом возрасте ребёнок чрезвычайно подвижен, у него появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. Повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему окружающему.

Умственное развитие детей этого возраста осуществляется в играх, в общении с взрослыми и другими детьми. Для ребёнка характерна любознательность, и её всячески необходимо поощрять.

Овладевая всё новыми действиями с предметами, ребёнок открывает функции предметов, узнаёт, что вещи имеют своё назначение и определённый способ употребления.

Именно поэтому главной целью социально-педагогической поддержки семей должно стать психолого-педагогическое просвещение родителей через различные вариативные формы. 

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Семейный клуб - само сочетание этих слов раньше могло вызвать недоумение. Семья, испокон веков была чем-то камерным, интимным. Процессы, там происходящие, вовсе не предназначены для посторонних глаз. А тут клуб, то есть нечто открытое, бурлящее. Всё большее число молодых родителей стали осознавать в общем-то очевидный факт, что современная семья уже с трудом справляется с многочисленными функциями, связанными с воспитанием подрастающего поколения.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями является организация семейного клуба. Данная форма интересна тем, что тематика встреч может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. 

В работе клуба принимают участие профильные специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед, медицинская сестра, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО). 
Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
С целью установления взаимодействия между семьёй и детским садом в нашей группе второй год действует семейный клуб «Счастливая семья», что способствует возникновению партнёрских отношений с общими целями воспитания ребёнка. 

Нами выделены несколько направлений работы клуба:
  • Педагогическое просвещение родителей (способствует повышению педагогической грамотности и правовой культуры родителей);
  • Установление сотрудничества педагогов, родителей и детей (формирует активную позицию родителей и партнёрские отношения);
  • Консультации по различным проблемам (вопросы воспитания и развития ребёнка, медико-психологическая помощь).
Цель клуба – установить взаимодействие между семьёй и детским садом, способствовать возникновению партнёрских отношений с общими целями воспитания ребёнка.
Задачи клуба:
  • Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами.
  • Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей.
  • Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
  • Развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
  • Обобщать опыт семейного воспитания.
Принципы работы клуба:
  • Целенаправленность
  • Вариативность форм и методов
  • Сотрудничество
  • Комплексность
  • Толерантность
  • Интерактивность
  • Систематичность
Для осуществления поставленных задач мы используем различные формы работы: 
  • индивидуальные (тематические консультации, беседы с родителями, членами семьи, педагогическая библиотека, привлечение родителей к выступлениям, анкетирование, опросы) 
  • коллективные (собрания, круглые столы, диспуты, дни открытых дверей, семейные праздники, совместная деятельность с детьми в группе, субботники) 
  • наглядные (родительский уголок, тематические выставки, папки-передвижки, видеофильмы, фоторепортажи)
Подробнее раскрою такие направления деятельности, как:
Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей); 
Пропаганда здорового образа жизни;
Ознакомление родителей с различными видами игр, методами и приёмами игрового взаимодействия с ребёнком в соответствии с возрастными особенностями детей и содержанием реализуемой ДОУ программой;
Обмен опытом семейного воспитания.
Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Развитие эмоциональных позитивных отношений между взрослым и ребёнком;
Развитие эмоциональных позитивных отношений между взрослыми;
Развитие творческой активности через различные виды деятельности ручной труд, театрализованная деятельность, изодеятельность, экспериментирование.
Примерный план работы семейного клуба «Счастливая семья».

Клуб посещают на постоянной основе 12 семей из 21. Периодически – 10 семей. Заседание клуба проходит один раз в месяц по пятницам, продолжительность 40 минут, праздничных – около одного часа за круглым столом с чаепитием. 




За несколько дней до заседания клуба в родительском уголке пишем объявление, где указываем не только дату и время встречи, но и тему заседания.






К организации встреч стараемся привлечь как можно больше родителей, поручая им небольшие задания, требующие обязательного выполнения и присутствия.






С начала встреч проводили игры на знакомство, сплочение коллектива, так как родители с осторожностью шли на контакт.







Затем родителям предлагались игры на прочувствование состояний ребенка. Обучали родителей установлению взаимодоверительного контакта с ребенком, установлению правильной дистанции общения в различных ситуациях с ребенком. Показывали родителям как важно взрослым контролировать свое эмоциональное состояние.



Были организованы мастер-классы на которых родители овладевали различными техниками изобразительного творчества. 






В клуб вместе с детьми приходили не только родители, но и бабушки, тёти, старшие братья и сёстры. 







У каждой семьи есть своя накопительная папка, в которую собираются работы по продуктивной деятельности. 







Результатом своей работы считаем сплочение большинства родителей в единый коллектив, участие родителей во всех делах и начинаниях детского сада. Родители стали с большим вниманием относится не только к своему ребёнку, но и к другим детям группы. Изменились и сами дети: стали дружнее, отзывчивее, добрее. Многие семьи встречаются и вне детского сада, связывают их общие интересы детей, их заботы, тревоги и радости.

Вот поэтому утверждаем, что семейный клуб – перспективная и эффективная форма работы с родителями, учитывающая потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, передаче опыта в воспитании детей. 

По большому счёту, ответственность за воспитание ребёнка несёт семья, а детский сад призван помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.



2 комментария:

  1. Спасибо за полезный и интересный материал.

    ОтветитьУдалить
  2. Огромное спасибо за предоставленный материал! Некоторые моменты возьму себе в копилку.

    ОтветитьУдалить