понедельник, 21 марта 2016 г.

Использование нейропсихологической диагностики в работе с детьми дошкольного возраста


Выступление Сюзевой Натальи Анатольевны, педагога-психолога МАДОУ ДС № 77

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Россий­ской Федерации», федеральный госу­дарственный образовательный стан­дарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденный при­казом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 определяют новое содержание деятельности педагога-психолога в дошкольной образовательной организации.
В ст. 1.3 ФГОС ДО отмечается, что в ходе реализации образовательной про­граммы дошкольного образования необходи­мо учитывать индивидуальные потребности детей и их возможно­сти освоения Программы на разных этапах ее реализации.

Изучение и анализ индивидуальных потребностей детей и их возможностей относится к компетенции педагога-психолога. В арсенале этого специалиста находятся диагностические средства, позволяющие дать развернутую оценку особенностям психического развития ребенка, которая дает возможность конкретизировать его готовность к освоению содержания Программы, определить методы и приемы, способствующие наиболее успешному достижению образователь­ных результатов. 

Использование пси­хологической диагностики регламентировано в ст. 3.2.3 ФГОС ДО. Именно профессиональные компетен­ции педагога-психолога обеспечивают эффективное решение задач диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. 


 Оценка индивидуального развития детей, решает следующие образовательные задачи при реализации Программы: 

1) разработ­ка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ. 

2) оптимизации работы с группой детей; 

Важно помнить, что участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Их согласие необходимо и для оказания психологической по­мощи ребенку в целом. 
 Сегодня мы с Вами рассмотрим возможность применения в работе педагога-психолога ДОО Нейропсихологической диагностики созданной основоположником нейропсихологии отечественным ученым Александром Романовичем Лурия и адаптированной для детского возраста детскими психологами Глозман Ж.М., Потониной А.Ю., Соболевой А.Е.. «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте» 

Одним из условий работы с данной диагностикой является прочное знание и понимание тестов и процедуры их применения, а для этого необходима тренировка. 
 Нейропсихологическое обследование - это длительный и сложный процесс, включающий в себя самые разные показатели - от наблюдения за вегетативными реакциями, двигательными и поведенческими проявлениями до тестирования конкретных психических функций. Оно включает в себя: сбор анамнестических данных, исследование двигательных, тактильных функций, объема зрительной и слухоречевой памяти, речи, участия правой и левой руки. Также исследуются пространственные представления. Когнитивный стиль личности, который проявляется в контакте с внутренним (телесным) и внешним пространством. Рисунок, копирование, письмо, чтение, речевые функции, интеллектуальные и эмоционально-личностные процессы. 
Кроме обследования непосредственно самих высших психических функций (ВПФ) – памяти, внимания, мышления, необходимо констатировать наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как: 
  • гипо- или гипертонус, мышечные зажимы, синкинезии (непроизвольное оживление двигательной активности, не адекватное выполняемому действию, сопутствующее и мешающее ему), тики, навязчивые движения (например, со­сание пальцев, обгрызание ногтей, частое шмыганье носом, скрежет зубами, качание головой, частые взмахи руками, раскачивание ногой, щипание кожи на руке, частое моргание и пр). 
  • Вычурные позы и ригидные телесные установки (например, при письме у ре­бенка двигается язык и (или) ноги, поднимаются и напрягаются плечи; при слежении глаза­ми задерживает дыхание с последующей остановкой взора; одновременно с движением руки наблюдаются обильные мимические и оральные комплексы оживления); полноценность глазодвигательных функций (конвергенции и амплитуды движения глаз); 
  • пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе выполнения любого действия и при переходе от одного задания к другому; 
  • истощаемость; утомляемость; колебание внимания и эмоционального фона; 
  • аффективные эксцессы (капризы, грубость, слезы и т. п.); 
  • выраженные вегетативные реакции (повышение артериального давления, сердцебиение, одышка и т. п.); аллергии; энурез; сбои дыхания вплоть до его очевидных задержек или шумных «предыханий»; соматические дизритмии; нарушение формулы сна и т. п. 
Так же необходимо отмечать: 
склонность ребенка к упрощению заданной извне программы; легко ли он переклю­чается с одной программы на другую или инертно воспроизводит предыдущую; выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно принимается за ра­боту, не пытаясь понять, что же от него требуется; часто ли отвлекается на побочные ассоциации и соскальзывает на регрессив­ные формы реагирования (безразличие, апатия, депрессия, агрессия и пр.); способен к самостоятельному планомерному выполнению требуемого в ус­ловиях «глухой инструкции» или задание доступно ему только после того, как экспериментатор задаст наводящие вопросы и предложит развернутые подсказки, т. е. после того как изначальная задача будет раздроблена на под­программы.  
Наконец, необходимо выяснить, способен ли ребенок сам дать себе или другим внятно сформулированное задание, проверить ход и итог его выполнения; оттормозить свои неадекватные данной ситуации эмоциональные реакции. 
Положительные ответы на перечисленные пункты наряду со спо­собностью ребенка оценить и проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и попытаться самостоятельно исправить их) свидетельствуют о сформированности у него произвольной саморегуляции, т. е. максимально отражают степень его социализации, необходимые для успешного обучения в школе. 
1 блок. Общая характеристика ребенка может включать следующее 
1. Анамнез 
2. Беседа с ребенком с целью определения сформированности фразовой речи
2 блок: Исследование движений и действий 
1. Пробу на праксис позы пальцев и простой вариант пробы на динамический праксис. 
2. Рисунок простых фигур: круг и квадрат (копирование). 
3 – 4 блок: Исследование гнозиса и речевых функций 
1. Называние реальных изображений (листы 2--3 Альбома). 
2. Показ реальных изображений по слову наименованию (листы 2--3 Альбома). 
5 - 6 блок: Исследование памяти и интеллекта 
1. Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их среди дистракторов. 
2. Запоминание серии из 5 слов. 
3. Счет до пяти с внешней опорой. 
4. Исключение понятий (2 первые картинки пробы «четвертый лишний» при внешнем речевом подкреплении листы 5--6 Альбома). 
Задача психолога после проведения диагностики объяснить взрослому окружению, что особенности обучения и поведения связаны с закономерными процессами индивидуального развития. Дать четкие объяснения, каким образом, например, позднее поднесение к груди, недолгое кормление, гипертонус или факт того, что ребенок не ползал, а сразу встал, повлияло на нынешнюю речь, письмо, чтение ребенка. Как и почему выявленные дефекты приводят к учебной и поведенческой несостоятельности. 












Нейропсихологическое обследование дает возможность педагогам и родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности. 

Это необходимый шаг навстречу коррекционной работе. Он принципиально меняет образ собственного ребенка в картине взрослого. Начинает восприниматься суть проблемы. Только правильная установка родителя совместно с грамотными специалистами приносит щедрые плоды.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий