среда, 14 октября 2015 г.

Конспект психологического занятия с элементами тренинга «Ваше время в ваших руках? Или тайм-менеджмент современного педагога»

Подготовила и провела Князева Наталья Михайловна, педагог-психолог МБДОУ ДСКВ № 62
Ведущий: педагог-психолог.
Количество человек в группе: 20-25. Время проведения: 60 мин.
Место проведения: актовый зал  
Оборудование:
листы бумаги А4, простые карандаши, ручки, маркеры, раздаточный материал с анкетами, карточками для упраж­нений, доска, портфель для упражнения «Че­модан в дорогу», стеклянная банка, мандарины, конфеты, сахарный песок, минеральная вода,   мультимедийное оборудо­вание.
МАТЕРИАЛЫ ТРЕНИНГА
Ход
 Вводная часть
   
      1. Игра – разминка «Австралийский дождь» (5 мин.)
         Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
     Инструкция: Участники встают в круг. Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх).

2. Игра «Поменяйтесь местами те, кто...»
     Цели: получение дополнительной информации об участниках, настрой на работу в группе по теме занятия.
     Инструкция. Ведущий выходит в центр круга. Участники сидят на своих местах. Мест ровно столько, сколько сидящих. Ведущий обращается к присутствующим со словами «Поменяй­тесь местами те, кто...», заканчивая предложение определенной фразой. Задача участни­ков - поменяться местами в зависимости от указанного условия, не договариваясь между собой. Ведущий пытается занять пустующее место. Если ему это удается, то на его место становится тот человек, которому не досталось стула.
Примеры фраз:
…кто никогда не опаздывает на работу;
…кто всегда успевает в рабочее время выполнить всё необходимое;
…кто планирует свой рабочий день заранее;
… кто не успевает отдохнуть в выходные;
…кто часто замечает нехватку рабочего времени.

Основная часть

1. Введение в тему и цели занятия
        Слово ведущего:  В настоящее время дошкольное образование претерпевает большие изменения, одни законы и стандарты сменяют друг друга. Работа в инновационных условиях требует от современного психолога максимальной работоспособности и умения быстро адаптироваться к возникающим изменениям. Одна из ключевых проблем в осуществлении профессиональной деятельности – отсутствие времени. Где взять в сутках еще несколько часов? Возникает потребность в пересмотре использования своего рабочего времени и эффективной  его организации.  В данном занятии мы попытаемся рассмотреть: из чего складывается работоспособность и что влияет на эффективное его использование и откуда можно «выкроить» время на собственное здоровье, воспитание своих детей, профессиональное  развитие.
     
2. Упражнение «Ассоциации»
 Цели: получение обратной связи,  в ведение в тему тренинга.
     Инструкция: Назвать ассоциации, которые возникают со словом «время». Ответы записываются на доске, после чего педагогам предлагается оценить, каких ассоциаций больше – отрицательных или положительных. Делается вывод.

3. Упражнение «Мои сферы жизни».
      Инструкция: из предложенного перечня выбрать те сферы жизни, которые выжны лично для каждого:
·         семейная жизнь;
·         профессиональная деятельность;
·         личное развитие;
·         общение с друзьями;
·         финансовое благополучие;
·         образование;
·         быт;
·         духовная жизнь;
·         здоровье;
·         отдых;
·          хобби.
     Далее необходимо проранжировать эти сферы жизни по степени значимости следующим образом: на вершине - самая важная и значимая, далее - две менее значимых, ниже - три следующих по значению сферы, оставшиеся - помещаются на нижний уровень.
Вопросы для обсуждения:
§  Довольны ли вы тем, как распределено время в обозначенных сферах?
§  В какой из сфер вы готовы сократить временные затраты?


4. Определение личного хронотопа
    Инструкция ведущего: Известно, что умение эффективно организовывать свое время зависит от индивидуальных особенностей человека, к которым относятся темперамент и хронотип.  Хронотип - специфическая организация работы организма в течение суток. По характеру суточных биоритмов физической активности можно разделить людей на три хронотипа: утренний («жаворонки»), вечерний («совы») и дневной («голуби»), У «сов» пик активности и покоя сдвинут на более поздние, а у «жаворонков» - на более ранние часы. У «голубей» максимальный уровень активности приходится примерно на середину дневного периода. Считается, что хронотип передается по наследству. Это такой же генетически за­программированный показатель, как, например, цвет глаз или цвет волос. Определить свою принадлежность к одному из хронотипов поможет анкета Олофа Остберга.
Анкета О. Остберга
Выберите один из вариантов ответа на предложенные ниже вопросы.
1) Трудно ли Вам вставать рано утром?
А.  Да, почти всегда (3 балла).
Б.  Иногда (2 балла).
В.  Редко (1 балл).
Г.   Крайне редко (0 баллов).
2) Если бы у Вас была возможность выбора, в какое время Вы ло­жились бы спать вечером?
А.  После часа ночи (3 балла).
Б. С 23:00 до 01:00 (2 балла).
С.  22:00 до 23:00 (1 балл).
Г. До 22:00 (0 баллов).
3)  Какой завтрак Вы предпочитаете в течение первого часа по­сле пробуждения?
А. Плотный  (0 баллов).
Б. Менее плотный (1 балл).
В. Можно ограничиться вареным яйцом (2 балла).
Г. Достаточно чашки чая или кофе (3 балла).
4) Если вспомнить Ваши последние размолвки на работе и до­ма - когда они преимущественно происходят?
А. В первой половине дня (1 балл).
Б. Во второй половине дня (0 баллов).
5) От чего Вам легче отказаться?
А. От утреннего чая или кофе (2 балла).
Б. От вечернего чая (0 баллов).
6)  Как точно Вы отсчитываете время в 1 минуту?
А. Меньше минуты (0 баллов).
Б. Больше минуты (2 балла).
7)  Как легко Вы можете изменить привычки, связанные с едой, во время отпуска, поездок?
А. Очень легко (0 баллов).
Б. Легко (1 балл).
В. Трудно (2 балла).
Г. Не меняю (3 балла).
8)  Если рано утром предстоят важные дела, насколько рано Вы ложитесь спать?
А.  Более чем на 2 часа (3 балла).
Б.   На час-два (2 балла).
В.  Меньше чем на час (1 балл).
Г. Как обычно (0 баллов).
Обработка результатов. Необходимо подсчитать количество бал­лов по всем вопросам.  Сумма от 0 до 7 баллов позволяет считать испытуемого «жаворонком»:
 от 8 до 13 - «голубем»;  от 14 до 20 — «совой».
           
5. Упражнение «Поглотители времени»
      Инструкция. Из предложенного списка выбрать  «поглатители времени», которые являются помехой для  современного психолога в достижении профессиональных целей и решении задач, и проранжировать их по степени значимости.
·         нечеткая постановка целей;
·         отсутствие приоритетов;
·         попытка слишком много сделать за один раз;
·         плохое планирование дня;
·         личная неорганизованность незнание с чего начать;
·         недостаток мотивации;
·         хаос в бумагах;
·         «расплывчатые» должностные обязанности, отсутствие          понимания   
      своих  зон      ответственности
·         неумение довести дело до конца;
·         синдром откладывания;
·         отрывающие отдел телефонные звонки;
·         отсутствие самодисциплины;
·         спешка, нетерпение;
·         медлительность;
·         недостаточный контроль за перепорученными делами;

6. Мини-лекция «Эффективные приемы организации времени».
Слово ведущего: Для того чтобы избавиться от поглатителей времени, необходимо владеть приемами по организации времени. Вашему вниманию предлагаются следующие:
1. Принцип Парето (соотношение 80:20). Этот принцип сформулировал итальянский экономист Вильфредо Парето (18.48 - 1923) и получил свое подтверждение в различных сферах деятельности.
     В общем виде принцип Парето утверждает, что в  пределах данной группы или ряда некоторая малая часть является более важной, чем её относительный вес в этой группе.
Проекция этого правила на  работу психолога выглядит следующим образом :  в процессе работы 80 % результата достигается за 20% потраченного времени (несколько жизненно важных проблем). Остальные 80% потраченного времени (многочисленные второстепенные проблемы дают только 20% от всего результата).
     В отношении ежедневной работы это значит, что не следует начинать с приятных, легких, небольших дел, требующих минимального вложения сил.
Необходимо рассматривать задачу относительно её важности. Сначала – те немногие жизненно важные проблемы, а потом – остальные многочисленные второстепенные.

7. Прием «Выделяем приоритеты, или АБВ-анализ».
     Главный принцип – значение и важность задачи не равны удельному весу в перечне дел. Общие закономерности при-  ема основаны на сравнении процентного соотношения количества задач и их значении. Важнейшие задачи, или категория А, составляют в списке дел 15% от общего количества, а их значимость равна 65%.
Важные задачи, или категория Б, составляют 20% от общего количества дел, а их значи­мость - 20%.
Менее важные, или категория В, - 65% от перечня всех дел, а их значимость всего 15%. Алгоритм составления приоритетного списка дел:
1.      Составить список всех дел. Обязательным в перечне дел должен быть пункт, который свя­зан с составлением и коррекцией планов на сегодняшний и завтрашний день.
2.      Систематизировать дела по их важности, установить очередность дел в соответствии с их значением для вас.
3.      Пронумеровать дела.
4.      Присвоить задачам соответствующие категории А, Б, В и запланировать для них следующие временные интервалы:
5.      А - первые 15% всех задач, на них отводится 65% рабочего времени (в перечне из 10 пунктов - это первая и вторая задачи).
6.      Б - 20% всех задач и 20% рабочего времени (это третья и четвертая задачи из 10).
7.      В - на оставшиеся 65% задач остается 15% рабочего времени (5-10 задачи).
8.      Перепроверить временной план и его соответствие выделенному времени.
9.      Откорректировать свой временной план, прежде всего обратить внимание на задачи категории А.
10.  Проанализировать задачи Б и В еще раз. Какие из них можно поручить выполнять другим людям?

     
       8. Прием «Якорь для начала работы».
     Человек тратит много усилий на включение в ра­боту. Хорошим «якорем» для начала сложной работы могут быть:
·         любая организационная, подготовительная работа. Как говорят художники, «прежде чем делать эскиз, наточи карандаши»;
·         «метод швейцарского сыра» - т. е. начинать выполнение дела, «выгрызая» из разных мест наиболее простые и приятные дела (подобрать иллюстрации или написать несколько понятных абзацев к отчету);
·         «промежуточная радость» - разбить работу на несколько этапов и за прохождение каж­дого назначить себе небольшую награду.

     9. Метод «пяти пальцев».
      Используется для подведения итогов конкретного дня и ори­ентируется на начальные буквы названий пальцев:
М - мыслительный процесс: какие знания, опыт я сегодня получил?
Б - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?
С - состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение д;
У - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим?
Б - бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие?

10. Прием «Якорь для начала работы».
      Человек тратит много усилий на включение в ра­боту. Хорошим «якорем» для начала сложной работы могут быть:
ü  любая организационная, подготовительная работа. Как говорят художники, «прежде чем делать эскиз, наточи карандаши»;
ü  «метод швейцарского сыра» - т. е. начинать выполнение дела, «выгрызая» из разных мест наиболее простые и приятные дела (подобрать иллюстрации или написать несколько понятных абзацев к отчету);
ü  «промежуточная радость» - разбить работу на несколько этапов и за прохождение каж­дого назначить себе небольшую награду.

Слова ведущего. Перед тем как закончить нашу встречу предлагаю вам послушать одну притчу, которую я по возможности визуально отображу действиями, и предлагаю её в качестве ресурса. 
  11. Наглядная демонстрация студенческой притчи «Банка жизни»
     Цель: наглядно увидеть наполненность жизни и времени, ресурсные возможности, точки роста в организации собственного времени.  Ведущий сопровождает рассказ притчи действиями по тексту,  заменив,   камни -  на мандарины, горох  - конфетами (горох) и т.д.
     …Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило: 

- Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке? 

- Ну, она пустая, — сказал кто-то. 
- Совершенно верно, — подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, — А теперь что вы можете сказать об этой банке?

- Ну, а теперь банка полная! — опять сказал кто-то из студентов. 

Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:

-А теперь? 

-Теперь банка полная!!! — начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства. 

-Ну теперь-то банка точно полная — загалдели студенты. Тогда преподаватель, хитро улыбаясь, вытащил две бутылки пива и влил их в банку: 

- А вот теперь банка полная! — сказал он. - А теперь я буду объяснять вам, что сейчас произошло. Банка — это наша жизнь, камни — это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох — это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок — это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня все, лекция окончена. 

- Профессор, — спросил кто-то из студентов — а что означают бутылки пива???!!! 
Профессор опять хитро улыбнулся: 
— Они означают то, что, не смотря ни на какие проблемы, всегда есть время на то, что бы расслабиться и пропустить пару бутылочек пива!


12. Упражнение «Чемодан в дорогу»
     Цель: создание благоприятного образа будущего, повышение самооценки.
      Инструкция ведущего: Наше занятие подходит к концу, но впереди у каждого из нас долгий путь к самосовершенствованию. Давайте соберем в дорогу чемодан, в который по­ложим самые важные и полезные вещи, необходимые нам для эффективного распределения времени. (Каждый из участников выбирает из предложенных карточек ту, которую можно положить в чемодан.)
  
     Карточки
·         Позитивное начало дня
·         Начинать рабочий день в одно и то же время
·         Перепроверять план дня
·         Составить список приоритетных дел
·         Разбить цель на небольшие, быстро осуществимые задачи
·         Планируя свой день, 40% времени оставлять на непредвиденные дела
·         Реально оценивать соответствие своих возможностей и желаний
·         Выполнение работы начинать с ключевых задач
·         Уделить время подготовительной работе
·         Разбивать работу на несколько этапов
·         Учитывать свои индивидуальные особенности: тип темперамента и хронотип
·         Находить время для отдыха и здоровья
·         При необходимости делегировать полномочия
·         Уметь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приори­тетов
·         Избегать незапланированных импульсивных действий
·         Выработать привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные, и работать за чистым столом.
·         Контроль за результатами и самоконтроль
·         Составлять план на следующий день
·         Поощрять себя за выполнение большой и важной работы
·         Домой - с хорошим настроением

Заключительная часть
                                                                                           
1. Рефлексия
Цель: получение обратной связи.
Инструкция. Участникам предлагается продолжить следующие предложения:
§  Больше всего мне понравилось (не понравилось)...
§  Для эффективной организации своего времени необходимо...
§  В своей профессиональной деятельности я буду использовать...
§  Актуальным на занятии для меня было...
2. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу»
Инструкция. Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и по­степенно подходя к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.


      Материал для проведения тренинга взят из  журнала «Психолог в детском саду» №5, 2015г. автор Н.А. Бабаянц, педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №99», г. Воронеж. (внесены  изменения)

Комментариев нет:

Отправить комментарий