среда, 22 апреля 2015 г.

«Коррекционная работа с детьми на основе теории построения движений Н.А. Бернштейна» (часть 3)

22 апреля 2015 года в 09.30 в МАУ г. Нижневартовска «ЦРО», каб. № 305, в рамках работы городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций состоялся семинар на тему «Коррекционная работа с детьми на основе теории построения движений Н.А. Бернштейна» (продолжение, часть 3)

Б. А. Архипов, Е. В. Максимова. 
Глубокая чувствительность и тоническая регуляция. Практика 

Основные свойства уровня тонической регуляции: 

1. Афферентный синтез формируется на основе объединения восприятия протопатической (глубокой) чувствительности и вестибулярной рецепции отолитовых аппаратов. Основные особенности протопатической (глубокой) чувствительности: не дифференцированное восприятие воздействий различных модальностей, постоянное включение, суммация, распространение возбуждения, с любого места воздействия, на все тело. 
2. Целостность – протопатическое восприятие и тонический ответ охватывают практически все тело – тоническое перетекание, тоническое объединение. 
3. На основе протопатического восприятия опор тела происходит формирование опорных позно-тонических ответов тела (Магнус), на основе протопатического восприятия глубоких мышц позвоночника (оси тела) формирование шейных позно-тонических рефлексов (Магнус), на основе вестибулярной рецепции отолитовых аппаратов – формирование вестибулярных познотонических рефлексов (Магнус). 
Практическая работа по коррекции уровня тонической регуляции всегда начинается со стимуляции глубокой (протопатической) чувствительности. 

После «оживления» глубокой (протопатической) чувствительности работа строится по следующим направлениям: 

￿ формирование целостности при восприятии и построении тонического ответа; 
￿ простраивание опор тела – формирование опорных позно-тонических ответов тела; 
￿ построение оси тела – формирование шейных позно-тонических рефлексов; 
￿ стимулирование вестибулярного восприятия – формирование вестибулярных позно-тонических рефлексов; 
￿ осознание протопатического восприятия и осознанное владение тонусом тела (с родителями и детьми старше 7 лет). 
При коррекционной работе на уровне тонической регуляции следует учитывать ряд особенностей, характерных для построения движения и общения этого уровня. 

Когда мы говорим о коррекционной работе с телом, то имеем в виду не безличное, пассивное, механическое или формальное воздействие на тело, а только социальное, внутри человеческого дружеского общения или игры. 

Особенно это важно при работе с детьми младшего возраста. Хорошо себя оправдывают игры в нападение, такие, например, как «Коза рогатая» – взрослый «нападает» на ребенка, но делает это весело, с улыбкой – (улыбка, как знак несерьезности нападения (Козинцев). 

Мы уже отмечали, что на уровне тонической регуляции, внутри тонического общения, прострагивается Доверие между людьми. Поэтому, при работе с детьми, важно, чтобы это Доверие формировалось, в первую очередь, к родителям, а не к педагогам. 

Для того, чтобы родители самостоятельно могли вести коррекцию восприятия уровня А – требуется хорошее функционирование их собственного тонического уровня построения движений. Поэтому достаточно часто работа с родителями предваряет работу с детьми или, по крайней мере, ведется одновременно. 

Все рекомендованные упражнения желательно выполнять столь долго и столь часто, сколько этого хочет пациент. Протопатическая чувствительность, как правило, нарастает медленно, постепенно охватывая все тело. Но иногда она выходит одномоментно и быстро, нередко проявляясь гиперчувствительностью. В последнем случае пациент склонен отказываться от стимулирующих упражнений, и, конечно, он будет прав. 

Исследования глубокой (протопатической) чувствительности 

Для исследования глубокой (протопатической) чувствительности используется проба по типу принудительной иммобилизации «Фиксационный зажим», в которой определяется время двигательного ответа при плотном зажиме какой-либо части тела ребенка, например, фаланги пальца. При сохранной чувствительности пациент должен сразу отреагировать на воздействие 
любым двигательным способом – поворотом головы, взглядом, речью, криком, попыткой освободиться, или посмотреть на место зажима. При снижении глубокой чувствительности время двигательного ответа ребенка затягивается до 1 минуты и дольше. В тяжелых случаях – у детей с аутизмом, при церебральных параличах, при травмах спинного мозга – ответ может задерживаться до 5–7 минут. Следует сказать, что мы не встречали случаев, когда у пациента, находящегося в сознании, того или иного двигательного ответа не было вовсе. 

При исследовании аутистов есть одна методическая тонкость: при снижении протопатической чувствительности компенсаторно усиливается чувствительность поверхностная – тогда, при любом, даже слабом прикосновении, ребенок может резко отдергивать конечность. Поэтому следует, сначала весело, играя, легко потрясти руку ребенка, дождаться привыкания к воздейст
вию и адаптации поверхностной чувствительности, и только когда ребенок практически перестает замечать ваше прикосновение, достаточно плотно и сильно сжать определенную часть тела (например, пальчик), выходя на протопатическую чувствительность. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий